В России два миллиона гаражей вне правового поля
Минэкономразвития готовит закон для защиты прав владельцев автохранилищ
Хозяевам гаражей, построенных в советское и постсоветское время, предлагают дать возможность узаконить своё недвижимое имущество. Разработанные Министерством экономического развития поправки определяют порядок регистрации «домов для автомобилей» без современных разрешительных документов и устанавливают необходимый для этого перечень требований. В то же время проект закона исправляет не только прошлые ошибки, но и купирует будущие, вводя комплексное и системное регулирование деятельности гаражных кооперативов и их членов. Уже в августе полезная новация будет представлена на рассмотрение Правительства, в декабре документ планируют внести в Госдуму. «Парламентская газета» выяснила подробности предлагаемых нововведений.
Грядёт гаражная амнистия
По данным Росреестра, на территории России находится более двух миллионов гаражей с туманным прошлым, построенных задолго до введения в 2005 году современного градостроительного регулирования. Такие капитальные автохранилища нельзя назвать самовольными постройками, однако оформить их в собственность гражданам мешает правовая неопределённость.
Как пояснили «Парламентской газете» в Минэкономразвития, большинство таких гаражей построено в советское или постсоветское время в рамках деятельности гаражно-строительных кооперативов, статус которых в действующем законодательстве отсутствует. А если учесть, что во многих случаях документы о предоставлении земельных участков или разрешающих строительство гаражей были утеряны, то можно представить, насколько усложняется процесс купли-продажи таких объектов для их владельцев. Не говоря уже о бесперспективности попыток противостоять сносу гаражей в случае, если муниципалитет захочет забрать землю обратно.
В Минэкономразвития решили, что проще всего общественный запрос на урегулирование непростой ситуации удовлетворит гаражная амнистия. Её механизмы ведомство детально прописало в проекте федерального закона «О гаражах, о порядке приобретения прав на них», который уже в августе будет внесён в Правительство. С принятием закона владельцы гаражей смогут оформить право собственности и полностью распоряжаться своим имуществом: продавать, страховать или закладывать в ипотеку.
«Положениями законопроекта устанавливается механизм оформления прав граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены гаражи, находящиеся у них в пользовании и возведённые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации. Определяются основные принципы соотнесения конкретного гаража и гражданина, обратившегося за оформлением прав на него, устанавливается перечень документов, подтверждающих такие обстоятельства», — говорится в ответе министерства на запрос «Парламентской газеты».
Закон нужен был ещё вчера
Учитывая специфику регионов, законопроектом предусматриваются положения, позволяющие субъектам Федерации самостоятельно определять перечень документов, необходимых для приобретения гражданином прав на земельный участок. При этом поправки не ограничиваются амнистированием ранее построенных гаражей. Они предусматривают ещё и системное регулирование деятельности гаражных кооперативов и членов таких кооперативов, вводя соответствующие понятия в правовое поле.
Отсутствие правовых основ для узаконивания «автомобильных домов» сегодня не только делает невозможным подключение гаража к городским коммуникациям или страховку имущества, но и приводит к более печальным последствиям. По словам первого зампреда Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслава Лысакова («Единая Россия»), к настоящему времени большая часть «спорных гаражей» уже снесена. Законодатель при этом помнит случаи, когда сносили целые кооперативы.
«Поэтому к гаражной амнистии отношусь позитивно. Другое дело, что инициатива запоздала. Многие автовладельцы к настоящему времени уже лишились мест хранения автомобилей. И практика эта началась много лет назад, когда стали сносить гаражные постройки любого вида — от ракушек до капитальных строений. Причём не редко без всякой компенсации», — констатировал депутат.
Лысаков уверен, что в Москве, к примеру, амнистия поможет владельцам автохранилищ, приобретённых в рамках городской программы «Народный гараж», получить права на эти объекты.
В свою очередь, член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов (ЛДПР) считает, что принятие законопроекта и, соответственно, легализация гаражей гарантирует неприкосновенность имущества, а значит, и остановит власти на местах, которые сегодня редко церемонятся при решении земельных вопросов. И чем быстрее это случится, тем лучше.
«Шквал недовольства населения, пострадавшего от сноса гаражей, во всех регионах растёт и не обращать на него внимания уже нельзя. Такой закон нужно было принимать ещё вчера», — подчеркнул парламентарий, добавив, что есть опасение, как бы местные власти в преддверии гаражной амнистии не увеличили темпы сноса гаражей на своих территориях.
В этой связи депутат рекомендовал Правительству, не дожидаясь принятия закона, ввести мораторий на снос гаражных построек.
Как получить разрешение на строительство гаража на своём участке
Для получения разрешения на постройку гаража необходимо обратиться в городской департамент архитектуры и строительства.
При себе необходимо иметь следующие документы:
- паспорт гражданина РФ;
- справку, подтверждающую право собственности на участок. Если заявление подаёт не собственник, должно быть приложено письменное и заверенное у нотариуса разрешение;
- техническую документацию на дом, рядом с которым будет находиться гараж;
- составленную смету, в которой указаны точные параметры постройки.
Ещё материалы: Вячеслав Лысаков, Александр Старовойтов