В Рособрнадзоре рассказали, как оценивают итоговое сочинение выпускников
Самые важные из пяти критериев — соответствие теме и аргументация
Итоговое сочинение, которое написали российские одиннадцатиклассники 4 декабря, проанализируют по нескольким показателям. Главные из них — есть ли ответ на поставленный вопрос и доказательная база с привлечением литературного материала. В первом случае ученик вправе выбрать оригинальный путь раскрытия содержания. Во втором разрешают ссылаться на произведения устного народного творчества, документалистику, мемуары, дневники, очерки, литературную критику и другие источники. Нужно выдержать оба критерия: незачет даже по одному автоматически означает, что работа выполнена впустую. Но шанс реабилитироваться все же дадут 5 февраля и 9 апреля. Об этом и других требованиях к будущим выпускникам «Парламентская газета» узнала в Рособрнадзоре.
Не выполнил — к ЕГЭ не допустят
Итоговое сочинение или изложение — первое серьезное испытание, которое проходят ученики 11-х классов. Оно позволяет оценить их общие речевые компетенции, умение аргументированно рассуждать на заданную тему или передавать содержание исходного текста при написании изложения. Положительный результат — одно из обязательных условий для допуска к государственной итоговой аттестации, то есть к единому государственному экзамену или государственному выпускному экзамену.
Комплекты тем в 2024/25 учебном году, как и в прошлом, формируют из ежегодно пополняемого закрытого тематического банка Федерального института педагогических измерений. В нем более двух тысяч вариантов, сообщили «Парламентской газете» в пресс-службе Рособрнадзора.
Конфиденциально и по часовым поясам
В банке как темы, которые уже использовали в предыдущие годы, так и новые, разработанные в 2024 году, уточнили в Рособрнадзоре. Сейчас в нем такие разделы и подразделы:
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека:
- внутренний мир человека и его личностные качества,
- отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом,
- познание человеком самого себя,
- свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека:
- семья, род; семейные ценности и традиции,
- человек и общество,
- Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека:
- природа и человек,
- наука и человек,
- искусство и человек,
- язык и языковая личность.
В один комплект, состоящий из шести тем, включают две из каждого раздела банка. Причем для каждого часового пояса их формируют отдельно в условиях конфиденциальности, а публикуют для общего доступа не раньше, чем за 15 минут до момента, когда выпускники приступят к заданию.
Судьбоносная пятерка
Темы позволяют выбрать литературный материал, на который школьник будет опираться, чтобы создать развернутое, структурированное и аргументированное сочинение-рассуждение. Незачет грозит тем, кто проигнорирует основные требования:
- в тексте не менее 250 слов, но лучше 350 — это рекомендованный объем,
- писать нужно самостоятельно.
Оценку ставят также по пяти критериям, по каждому выносят вердикт — зачет или незачет.
- Соответствие теме. Ученик рассуждает, выбрав путь ее раскрытия. Например, отвечает на какой-то вопрос или размышляет над проблемой. Незачет ставят, если не прослеживается конкретная цель высказывания.
- Аргументация и привлечение литературного материала. Доказательства можно иллюстрировать примерами из области культуры, сведениями из разных областей знаний, событиями из жизненного опыта. Выпускник также вправе высказываться о музыке, театре, кино, науке, спорте, если формулировка темы это позволяет. При этом обязательно подкреплять позицию хотя бы одним фактом из опубликованного литературного произведения, и не только художественного. Можно обращаться к устному народному творчеству, кроме малых жанров, документалистике, мемуарам, публицистике, научным и научно-популярным трудам, в том числе философским, психологическим, литературоведческим, искусствоведческим, дневникам, очеркам, литературной критике.
- Композиция и логика. Неуд светит, если грубые логические нарушения мешают понять смысл или отсутствует тезисно-доказательная часть. При этом необязательно, чтобы было вступление или заключение, уточнили «Парламентской газете» в Рособрнадзоре.
- Качество письменной речи. Здесь учитывают точность выражения мысли, богатство лексики и разнообразие грамматических конструкций, употребление терминов, если они уместны. Если этого нет и допущенные речевые ошибки существенно затрудняют понимание написанного, рассчитывать на положительную оценку не стоит.
- Грамотность. Незачет будет, если на 100 слов в среднем приходится более пяти грубых ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Чтобы получить допуск к ЕГЭ, принципиально иметь положительный результат по первым двум критериям и по одному из трех оставшихся.
Меньше слов и второй шанс для всех
Несколько иные, хотя по ряду позиций аналогичные, требования предъявляют к итоговым изложениям. Их пишут ученики с ограниченными возможностями здоровья, дети, которые по состоянию здоровья учатся на дому, проходят длительное лечение или реабилитацию в санаторно-курортных организациях на основании медицинского заключения, находятся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в местах лишения свободы.
В их текстах должно быть минимум 150 слов при рекомендованных 200. А чтобы не сойти с дистанции, нельзя допускать свыше десяти ошибок на 100 слов.
В любом случае те, кому не повезло с сочинением или изложением с первого раза, могут попытать счастья в дополнительные даты — 5 февраля и 9 апреля. То же касается ситуаций, когда школьник не явился или не завершил работу по уважительным причинам, был удален во время выполнения задания.
Читайте также: