Все о пенсиях в России

вчераПравительство изменило правила выплат участникам СВО

два дня назадОжидаемый период выплаты накопительной пенсии хотят увеличить

два дня назадВоенные пенсии вырастут на 4,5 процента в 2025 году

В Роскачестве рассказали, как вести семейный бюджет

Раздельный, смешанный или общий кошельки лучше выбирать за столом переговоров

00:00  Автор: Инесса Фотева

В Роскачестве рассказали, как вести семейный бюджет
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Больше половины российских семей не ведет семейный бюджет. Чаще всего это встречается среди людей в возрасте от 35 до 44 лет. Но в 77 процентах случаев муж и жена, которые контролируют общие доходы и траты, придерживаются совместной модели. Таковы результаты исследования, проведенного Страховым домом ВСК. Как наладить финансовый быт и за кем закрепить регулярные платежи, планирование бюджета и накопления, «Парламентской газете» рассказали в Центре финансовой экспертизы Роскачества и Национальном центре финансовой грамотности.

Мое не значит твое

Раздельный бюджет часто ведут пары, которые не живут бок о бок постоянно, только начали семейную жизнь или имеют примерно одинаковые доходы. Этот вариант подразумевает самостоятельное управление каждым супругом своими деньгами и ответственность только за личные траты. Например, жена копит на отпуск, а мужчина — на новую машину, даже если они не одобряют решения друг друга. Зато общие расходы делят поровну, либо воспринимают как подарок или проявление заботы.

«Подобный подход выглядит так: у каждого свой кошелек, но если люди собираются вместе в отпуск, договариваются разбить траты поровну, — объяснили «Парламентской газете» эксперты Роскачества. — Для удобства специалисты рекомендуют использовать банковские карты, это поможет легко восстановить историю транзакций через онлайн-банк или СМС-уведомления и лучше контролировать общие расходы».

Плюсы раздельных кошельков:

  • партнеры отвечают только за свои деньги и сохраняют финансовую независимость,
  • на начальном этапе взаимоотношений денежные вопросы реже вызывают конфликты.

Минусы:

  • совместный быт требует ясности, кто и за что должен платить,
  • нет координации в общих финансовых целях,
  • недостаточная прозрачность материального положения партнера,
  • сложности в распределении ответственности за общие материальные обязательства, особенно в новых жизненных обстоятельствах, таких как рождение детей.

Ты мне, я тебе

Чаще всего со временем пары часто переходят к более гибким моделям. Одна из них — смешанный бюджет, когда у супругов и общие, и личные деньги, но первые идут исключительно на заранее оговоренные нужды. Этот вариант выбирают те, кто живет вместе, оба зарабатывают, а для управления общими средствами предпочитают совместные банковские счета. Причем обычно один из партнеров отвечает за планирование бюджета и учет финансов.

Вот пример, который привели эксперты Роскачества. Семье уже больше года. Пара решила общие покупки оплачивать из единого кошелька, а остальное — из личных. Но муж зарабатывает больше жены, и своих денег у него остается больше. Со временем его вклад в единый бюджет увеличили пропорционально доходам — до 65 процентов. Кроме того, завели один счет и выпустили по нему две карты на оплату продуктов, коммуналки, транспортных расходов, совместных походов в ресторан и развлечений. Отдельные счета сделали и для общих накоплений, которые также пополнялись в оговоренных пропорциях. При этом у каждого супруга остается комфортная сумма на личные нужды.

Плюсы:

  • при правильном распределении денег коллективные расходы предсказуемы и прозрачны,
  • личными деньгами люди распоряжаются, не отчитываясь друг перед другом,
  • можно вместе накопить на крупные траты.

Минусы:

  • могут быть споры по поводу доли взноса в общую казну,
  • отсутствие информации о финансовом положении супруга,
  • дефицит средств у одного из них может вызвать напряжение во взаимоотношениях.

Вместе во всем

Есть и те, кто предпочитает все заработанное складывать в общий котел. Распределение средств зависит от договоренностей. Например, одни пары сообща планируют расходы вплоть до самых незначительных покупок, а другие доверяют управление денежными вопросами одному из партнеров — это удобно, когда есть семейный стаж и дети или если вклад одного из супругов превышает возможности другого.

Допустим, супруги вместе пять лет, у них двое детей. Жена в декрете и у нее нет своих доходов, но знает о зарплате мужа все. Он переводит ей деньги на текущие расходы и личные потребности, при этом берет на себя расходы на ремонт, отпуск, образование детей. Основное правило — все планы и траты пара обсуждает.

Плюсы:

  • не надо вести учет, кто и сколько должен супругу, чья очередь за что-то платить,
  • легче копить на крупные покупки вроде новой техники или отпуск,
  • растет доверие и сплоченность в паре, уважение к мнению партнера, что помогает избежать взаимного контроля и манипуляций,
  • если один зарабатывает значительно меньше или вовсе не имеет дохода, общий бюджет уравнивает права в паре, предоставляя равный доступ к деньгам.

Минусы:

  • отсутствие личных денег и финансовой свободы,
  • сложности с покупками подарков-сюрпризов.

Что лучше

В чистом виде все эти варианты бывают редко, обычно семьи комбинируют подходы и меняют их по обстоятельствам.

«Выбор модели семейного бюджета зависит от множества факторов: финансового положения, уровня доверия в отношениях, привычек каждого партнера и целей, которые они ставят перед собой, — рассказала «Парламентской газете» руководитель Центра финансовой экспертизы Роскачества Ольга Вяльшина. — По данным исследований, большинство российских семей предпочитают совместную модель, поэтому важно сообща планировать, налаживать финансовый быт и отвечать за регулярные платежи».

Обсуждать единый и прозрачный подход к семейному бюджету надо еще на этапе встреч и ухаживаний, если есть намерение не развестись и не ругаться из-за денег, считает руководитель сервиса «Финансовое здоровье» Национального центра финансовой грамотности, эксперт Центра финансовой экспертизы Роскачества Анна Деньгина: «Прежде всего надо осознать, что говорить про деньги сложно. В семье личная экономика есть у каждого, даже у ребенка. Поэтому сначала надо наладить свой процесс управления бюджетом, а потом сесть за стол переговоров и создать доверительное поле. Дать понять супругу и остальным членам семьи, что мы хотим не драться из-за денег, а идти к общим финансовым целям, общему благополучию. Поиск компромиссов и приведет к той самой модели, которая еще не раз трансформируется, зато будет подстроена под реальную жизнь».

Читайте также:

• Как вырастут маткапитал, пенсии и соцвыплаты в 2025 году