Все о пенсиях в России

два дня назадПутин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

В пожарном порядке

Трагедия в Кемерове показала, что мы имеем дело с системными просчетами в организации пожарной безопасности

Тема: Пожар в торговом центре в Кемерове

12.04.2018 18:55

В пожарном порядке

Фото пресс-служба  СРО Стандартизыскания

После трагических событий в Кемерове страна пытается разобраться в причинах. Воскресенье, 25 марта, надолго останется в памяти людей. 64 погибших, полностью сгоревший торговый центр «Зимняя вишня» — таков страшный итог преступной халатности. Сегодня мы представляем точку зрения бывшего первого заместителя начальника северо-западного регионального центра МЧС России Виктора Кривошонка. По его мнению, МЧС России должно отвечать в первую очередь за ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ пожаров и снижение тяжести последствий от них.

- Виктор Валентинович, что, на ваш взгляд, привело к пожару в Кемерове и таким трагическим последствиям?

- Я бы выделил несколько причин. Самая главная системная ошибка — это изменения 2006 года в Градостроительный кодекс РФ, согласно которым надзорные органы МЧС не могут осуществлять контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на стадии проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Сейчас МЧС так же, как, впрочем, и многие другие надзорные органы, не имеет права подписи на акте о вводе в строй здания.

«В законе о пожарной безопасности провозглашено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из приоритетных функций государства. К обеспечению пожарной безопасности относится и предупреждение пожаров — профилактика пожаров и все те меры, которые должны осуществляться МЧС либо по указанию МЧС»
На днях о возвращении надзора и контроля на стадии строительства заявил главный противопожарный инспектор МЧС России Ринат Еникеев. Полностью с ним согласен, кроме одного. Разве это стало понятно только сейчас? А что же, раньше было непонятно, что построенное с нарушениями противопожарной безопасности и готовое к эксплуатации здание уже никто взрывать не будет, чтобы на его месте построить новое по всем нормам. Это же очевидно и понятно даже непрофессионалу.

По поводу ЧОП, охранник которого то ли что-то отключил, то ли не включил. Но почему никто не задает вопрос: на каком основании работники ЧОП должны обеспечивать контроль за работой противопожарного оборудования? Это прямая обязанность работников администрации ТЦ, что регламентировано правилами противопожарного режима.

Более того, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения. Дистанционное, ручное и местное включение системы оповещения и управления эвакуацией допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям: то есть устанавливаться в коридорах, холлах, вестибюлях, на лестничных площадках, у выходов из здания.

В ТЦ «Зимняя вишня» должна была быть смонтирована система оповещения и управления эвакуацией 3-5-го типов, полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение, которое допускается использовать только в отдельных зонах оповещения. Соответственно, отключить отдельно всю систему было невозможно, ее неработоспособность могла быть связана только с неработоспособностью систем пожарной сигнализации и пожаротушения в целом!

А если система пожарной сигнализации не работала, то, соответственно, она не выдала команд управления на лифты, эскалаторы, магнитные замки эвакуационных пожарных выходов, на включение систем дымоудаления, то есть на все системы, которые влияют на безопасную эвакуацию людей.

- В недавнем интервью Ринат Еникеев на всю страну рассказал, что МЧС все делало по закону.

- В законе о пожарной безопасности провозглашено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из приоритетных функций государства. К обеспечению пожарной безопасности относится и предупреждение пожаров — профилактика пожаров и все те меры, которые должны осуществляться МЧС либо по указанию МЧС.

Вспомним конец 1990-х и начало 2000-х годов. Серия пожаров в домах престарелых (1997 г. — поселок Касья Свердловской области — 16 погибших, 1998 г. — поселок Благоево Республики Коми — 12 погибших, 1999 г. — село Михайловское Вологодской области — 21 сгоревший заживо, город Приморск Ленинградской области — 22 погибших, 2002 г. — поселок Филимоновка Московской области — погибли 6 детей, 2006 г. — город Тайга Кемеровской области — 10 погибших и Московская наркологическая больница — 46 погибших, 2007 г. — поселок Вельс-Никольское Тульской области -32 погибших и станица Камышеватовская Краснодарского края — 61 погибший), и этот трагический список можно продолжать бесконечно.

Кто в большей степени виноват в том, что в пожаре в  Кемерове погибло много людей? 

- Какие меры были приняты, чтобы не допустить подобных трагедий вновь?

- После пожара, происшедшего в январе 2009 года в доме престарелых в селе Подъельск в Республике Коми, в котором погибли 23 человека, Президентом России был подписан ряд указов о создании системы автоматического вызова пожарных при первых признаках возгорания.

Однако в 2013 году в деревне Лука Новгородской области погибли 37 человек, в поселке Раменский Дмитровского района Московской области погибли 38 человек. При этом высокопоставленный чиновник из МЧС публично заявил: а кому нужна эта система автоматического вызова, если до ближайшей пожарной части более 50 км? Тогда никто не задал вопрос: а почему пожарная часть располагалась на расстоянии 50 км, а не на расстоянии 20 минут подъезда, как этого требует закон?

Результат целенаправленного неисполнения закона — пожар 12 декабря 2015 года в Новохоперском психоневрологическом интернате Воронежской области, в котором также погибли 23 человека.

Чем объяснить, что учреждения здравоохранения и социальной защиты не оборудованы современными системами противопожарной защиты, обеспечивающими обнаружение признаков пожара на ранней стадии? Чем объяснить, что обслуживающий персонал и размещаемый контингент не оснащен самоспасателями, позволяющими обеспечить безопасную эвакуацию людей из здания в случае пожара? Чем объяснить, что люди с ограниченными возможностями не расселены из зданий с низкой пожарной устойчивостью в дома с более высокой пожарной устойчивостью, находящиеся в зоне обслуживания пожарных депо? Чем объяснить, что в Новохоперском интернате не была заменена пожарная сигнализация, выработавшая свой ресурс еще в 1990-х годах, почему отсутствовали самоспасатели, а люди проживали в сгораемом здании? Почему по приказу начальника главка МЧС России по Воронежской области убрали из дежурно-диспетчерской службы подразделения ФПС оборудование, предназначенное для приема в автоматическом режиме сообщений о пожаре, то есть нарушили прямое требование закона. В результате получилось, что пожарная часть, находившаяся всего в 700 метрах от диспансера, не получила сигнала бедствия в автоматическом режиме, а пожарные выехали на место, когда кто-то позвонил по телефону «01», увидев пылающее здание, но драгоценное время было упущено.

Надзорные органы МЧС России обязаны проводить плановые проверки объектов, не исходя из «надзорных каникул», а исходя из того, к какой категории риска относится тот или иной объект»

- Почему вы увязываете трагедии в домах престарелых с пожарами в торгово-развлекательных центрах? Первые принадлежат к соцобъектам, вторые нет.

- Так очень жаль, что не принадлежат. И это системный просчет. В обоих случаях речь идет об объектах с массовым пребыванием людей. Со всех точек зрения нет различия, идет ли речь о погибших пенсионерах и больных из социально незащищенных слоев населения или же о детях. Они все — наши граждане.

Но при этом при пожарах в торговых центрах страдают еще и другие люди, причем серьезно страдают. Это многочисленные арендаторы, платящие налоги государству и дающие рабочие места другим людям. Я, конечно, понимаю, что на фоне смерти людей их проблемы уходят в тень, но все же… Если государство заботится о малом и среднем бизнесе, то надо учитывать и этот аспект.

При пожаре в торговом центре «Адмирал» 11 марта 2015 года в Казани погибли 19 и пострадали более 70 человек. А сколько предприятий обанкротилось и попало в финансовую кабалу, не сумев погасить взятые у банков кредиты?

- Да, но тогда в Казани, — хотя и сейчас в Кемерове тоже, — по версии следствия, здание ТЦ незаконно эксплуатировалось с грубыми нарушениями норм противопожарных правил: не были оборудованы системы оповещения о пожаре, произведены планировочные решения, существенно затруднявшие эвакуацию людей, а также способствовавшие быстрому распространению задымления и огня.

- Но арендаторы-то этого знать не могли. Они честно заключали договоры и рассчитывали, что строительные и иные чиновники вводили в строй и обеспечивали меры пожарной безопасности в здании в соответствии с законом.

После пожара в «Адмирале» в российских регионах были организованы проверки исполнения пожарного, градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, трудового и миграционного законодательства в торговых комплексах с массовым скоплением людей.

В ходе таких проверок в торговых центрах по всей стране были выявлены нарушения, выражающиеся в ненадлежащем обеспечении помещений торговых объектов автоматической пожарной сигнализацией, системами оповещения и управления эвакуации людей при пожаре и автоматического пожаротушения, в отсутствие противодымной вентиляции, осуществлении торговли на путях эвакуации и их загромождении, ненадлежащем проведении проверок наружного противопожарного водоснабжения. Только в самой Республике Татарстан после произошедшего было проверено 680 общественных зданий, работа 78 объектов была приостановлена.

И Татарстан тогда выводы сделал правильные, которые вылились в три законопроекта, которые были представлены в Госдуму. Законодатели из Казани уже тогда требовали усиления противопожарного контроля за торговыми центрами как местами массового скопления людей. При этом обращали внимание на то, что многие торговые центры попадают под категорию малых предприятий и из-за надзорных каникул и послаблений в рамках защиты малого бизнеса избегают крайне необходимых проверок. Может быть, надо было отнестись к этим предложениям более внимательно?

Как вы считаете, с точки зрения пожарной безопасности торговые центры вашего города скорее опасны или скорее безопасны? 

- Вы затронули тему «надзорных каникул». А ведь это закон. МЧС не может выйти за его рамки.

- Позволю себе категорически не согласиться. Действительно, законом о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля и надзора предусмотрено, что с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого, подчеркиваю, малого предпринимательства, то есть с численностью работающих до 100 человек.

Однако этой же статьей установлено, что надзорные каникулы не распространяются на юрлица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ. А оно установило периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов госконтроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

То есть надзорные органы МЧС России обязаны проводить плановые проверки объектов не исходя из «надзорных каникул», а исходя из того, к какой категории риска относится тот или иной объект. Так вот, ТЦ «Зимняя вишня», исходя из самих же установленных МЧС требований, относится к категории значительного риска, и его плановая проверка должна была быть проведена в 2016 году в безусловном порядке.

При этом я опять же возвращаюсь к тому, что плановые проверки — не единственная мера предупреждения пожаров. Например, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает возможность, то есть не только право, но и обязанность Госпожнадзора реагировать на нарушения требований пожарной безопасности, выявленные фактически, например, при простом посещении центра.

Беседовал Александр Царев

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 4556