В Питер — со своим самокатом
В центре Северной столицы запретили парковать прокатные СИМ, но гонять можно по-прежнему на чем угодно
С 1 августа в четырех центральных районах Петербурга полностью запрещена парковка арендных самокатов. Как сообщила на днях пресс-служба Смольного, волевое решение об этом принял губернатор Петербурга Александр Беглов после эксперимента в дни репетиций и празднования Дня ВМФ. Но правовая основа под этой воплощенной в жизнь идеей шаткая и, как ни крути, требует законодательного подкрепления. Над этим работа давно ведется, но перспективы пока туманные.
Без остановок
В дни подготовки и проведения Главного военно-морского парада 2024 года в городе решили защитить Центральный, Адмиралтейский, Петроградский и Василеостровский районы Петербурга от чрезмерного количества ДТП и запретили передвигаться там на СИМ всех видов, среди которых не только электросамокаты, но и электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и даже велосипеды с двигателями. Запрет оформили решением Оперативного штаба Петербурга по реализации мер, предусмотренных президентским указом от 19.10.2022 №757. Этот документ в ряде регионов, в том числе в Петербурге, ввел режим базовой готовности, который позволяет местным властям обеспечивать безопасность. Но если во время такого масштабного мероприятия, как День ВМФ, ограничивать СИМ можно, то в остальные дни нужны другие правовые механизмы.
Тем не менее уже на следующий день после праздника, 29 июля, губернатор Петербурга Александр Беглов заявил, что положительный опыт нужно поставить на постоянные рельсы: «Прошелся в выходные по центру города. И петербуржцы, и туристы подходили и высказывали слова благодарности за принятое решение. Они говорили, что чувствуют себя в большей безопасности, и просили сохранить эти меры. Много нареканий было и на хаотичную парковку, которая создает препятствия для пешеходов». Беглов дал поручение городскому комитету по транспорту придумать, как это официально оформить.
Ведомство уже 30 июля подписало с операторами кикшеринга обновленное соглашение. То есть с 1 августа механизм выглядит следующим образом: сами сервисы проката запрещают парковку СИМ на территории четырех районов. Около 40 стоянок же будет по их границам. Транзитное движение на электросамокатах будет возможно. То есть если кто-то хочет на моноколесе, электровелосипеде или электросамокате доехать от Комендантского проспекта до Автово, то огибать исторические районы не придется: можно будет проследовать через Петроградку, покататься по Васильевскому острову, потом заглянуть в центр города, полюбоваться Спасом на Крови, направиться к Мариинскому театру и через Коломну добраться до Кировского района. Но если кто-то с Комендантского проспекта на арендованном электросамокате захочет приехать к себе домой в центр, скажем, на Гороховую улицу, возникнут проблемы: бросить СИМ на улице, конечно, пользователь сможет. Только его прокатная сессия на этом не закончится. И деньги за аренду будут списывать, пока СИМ не окажется в разрешенной зоне на виртуальной стоянке.
Как пояснили в транспортном блоке, это решение, конечно, не является запретом двигаться по узким тротуарам, которых больше всего как раз в историческом центре Северной столицы. Но когда арендованный за 500 рублей в час электросамокат нельзя оставить где угодно за углом, то и кататься на нем по Садовой с ее крохотными тротуарами нет никакого смысла. А транзитные пользователи, если и появятся, их будет совсем немного.
Городские власти не перестают обращать внимание, что заключаемое в Петербурге соглашение между Комитетом по транспорту и операторами кикшеринга предусматривает самый жесткий в стране комплекс ограничений. Скорость, с которой можно ездить на электросамокате в черте Петербурга, не должна превышать 20 километров в час, тогда как по ПДД — 25. В мегаполисе 36 зон, где запрещено кататься на СИМ. В 175 локациях скорость ограничена до 15 километров в час, в том числе возле 13 станций метрополитена в вечерние и утренние часы пик. И еще семь территорий, где двигаться можно не быстрее 10 километров в час. Когда пользователи открывают приложение проката, они сразу видят карту города в пятнах разного цвета, которые обозначают, с какой скоростью тут или там можно ездить и можно ли вообще. А сами арендные машинки запрограммированы на пороговый допуск.
Хозяева — в законе
Пока такие вещи регулируются соглашениями с прокатными компаниями, а не законами, повлиять город может только на послушный бизнес кикшеринга. Но никаким волевым решением нельзя ничего запретить хозяевам собственных СИМ. А их можно свободно купить от 3,5 тысячи рублей за самые простые детские модели и продвинутых за 30—50 тысяч рублей, которые развивают скорость в 60—85 километров в час. А скоро на рынок начнут поступать еще и устаревшие электросамокаты прокатных компаний по бросовой цене.
Чтобы на хозяев тоже можно было влиять, нужны другие правовые рычаги. Депутат петербургского Заксобрания Алексей Цивилев сообщил, что работа в этом направлении ведется: «Мы объективно понимаем, что все соглашения с кикшерингом работают только на основе взаимного уважения властей и бизнеса. А на частников эти правила вообще не распространяются, в том числе по скоростным ограничениям. Нужны изменения в федеральное законодательство. Мы работаем с представителями МВД над положениями и формулировками. Но главная суть в том, чтобы регионы, как минимум города федерального значения Москва, Петербург и Севастополь обладали правом самостоятельно устанавливать правила поведения нового вида транспорта на дорогах и не только».
Дань вне бюджета
Жесткие ограничения для СИМ стали активно вводить после майского выступления Александра Беглова с годовым отчетом в ЗакСе. Тогда он заявил, что необходим федеральный закон, запрет ездить по узким тротуарам, а также чтобы компании проката платили налоги в городской бюджет. Ведь по данным финансовой отчетности, выручка одного из крупнейших операторов кикшеринга за 2023 год составила 10,7 миллиарда рублей, что выше показателей за предыдущий год на 53 процента. Чистая прибыль при этом составила 2,2 миллиарда рублей.
«Надо наделить Петербург полномочиями определять зоны и характер ограничений для СИМ. Установить в числе требований наличие статуса налогового резидента России. Мы не знаем, где они (компании проката. — Прим. ред.) зарегистрированы. А должны быть — в России. И в Петербурге. Также нужно организовать платные парковочные места и запретить движение по тротуарам и площадям», — сказал тогда Беглов.
Как сообщили в транспортном блоке, операторы проката посыл петербургских властей о регистрации филиалов и сотрудников в регионе уже услышали: часть бизнеса получила петербургскую прописку, и в бюджет города стали поступать платежи по НДФЛ с сотрудников.
Но вопрос с платой за аренду виртуальных парковок СИМ оказался сложнее. В официальном сообщении Комитета по транспорту говорится, что власти прорабатывают с операторами «возможность участия в софинансировании создания на территории города необходимой для СИМ транспортной инфраструктуры. Механизм взаимодействия будет разработан дополнительно». Как пояснили участники, пока предлагается такой вариант: операторы сами создают некий фонд и вносят туда фиксированную плату за каждый прокатный электросамокат, условно, по тысяче рублей за сезон. А затем эти накопленные деньги компании потратят на благоустройство и дорожную городскую инфраструктуру Петербурга. Но как реализовать такой механизм на практике, пока не понятно: для бюджета эти средства будут внешними, и как их тратить на городские нужды — большой вопрос.
Читайте также:
• Штрафы для электросамокатчиков могут поднять до 30 тыс. рублей