В Петербурге спешат узаконить самокаты, пока их не запретили совсем
Депутаты хотят закрепить пункты аренды и основные правила законом
Тема: Электросамокаты: новые меры безопасности
Хаотично развивающийся рынок кикшеринга, несмотря на закрепление электросамокатов в ПДД, без инфраструктуры и законодательно оформленных правил продолжает создавать угрозу для здоровья и взрослых, и детей. На этом фоне в Петербурге обострились споры, как лучше всем организовать прокат, где СИМ запретить, а где — разрешить. Дошло до крайностей: Следственный комитет просит разрешить СИМ только в специально оборудованных местах. А их в Петербурге не существует. Депутат городского Заксобрания Алексей Цивилев, пытаясь найти компромисс, написал законопроект с основными правилами пользования электросамокатами.
На добром слове
Операторы кикшеринга в Петербурге уже несколько лет заключают соглашения с комитетом по транспорту. Так власти и бизнес договариваются, где на СИМ можно передвигаться, с какой скоростью и по какому принципу организованы виртуальные парковки.
Вступившие с 1 марта 2023 года в силу федеральные правила гласят, что максимальная скорость электросамокатов не должна быть выше 25 километров в час. В Петербурге в этом году ограничение скорости, закрепленное в соглашениях, не выше 20 километров в час, а в исторических районах и отдельных зонах — не выше 15. Под запретом для самокатов ЦПКиО, Летний и Михайловский сады, Дворцовая площадь, Заячий остров, Таврический сад, Дворцовая и Адмиралтейская набережные, Английская набережная от Сенатской площади до Благовещенского моста, Сенатская и Исаакиевская площади, Невский проспект, Адмиралтейский проспект, Малая Морская, Большая Морская и Большая Конюшенная улицы, а также территория культурного центра «Севкабель».
Депутат Алексей Цивилев считает, что просто соглашений недостаточно. Пора закрепить городским законом, как использовать средства индивидуальной мобильности. Он разработал соответствующий законопроект. В документе даются основные понятия СИМ, пунктов проката, операторов, зон ограничения скорости и запрета движения. Документ закрепляет полномочия городского правительства, которое сможет в том числе устанавливать предельную численность СИМ в городе и требования к их стоянкам.
Отдельная статья посвящена электросамокатам. Так, предлагается выпускать на улицы города только те СИМ, которые занесены в реестр. Максимальную скорость предлагается установить в 20 километров в час, в отдельных локациях — 15 километров в час.
Серьезная новация — статья про пункты проката. Ведь сегодня операторы пользуются договоренностями, а не договорами. Аренду городской земли под парковку СИМ никто не оформляет. Город не получает дохода в бюджет из-за этого. Этот вопрос уже поднимали на заседаниях комиссии по транспорту в городском парламенте, но решение пока не найдено.
Законопроектом Алексей Цивилев предлагает закрепить, что пункты проката СИМ действуют с 1 апреля до 31 октября, а пользоваться ими можно только на основании заключенных с городом договоров аренды.
На одном пункте не должно быть более 20 СИМ одновременно. А сами пункты нужно содержать в надлежащем состоянии.
Вносить на рассмотрение коллег законопроект Цивилев планирует к осенней сессии, а в летний период намерен обсудить его с профильными комитетами Смольного и юристами.
Довели до крайности
Написать законопроект депутат решил после того, как и. о. начальника городского Следственного комитета Олег Бобков направил спикеру Заксобрания письмо с просьбой законодательно закрепить использование СИМ только в специально отведенных для этого местах: на специально оборудованных площадках, в парках, на велодорожках и на отдельных частных территориях.
«Складывающаяся в последнее время ситуация с травматизмом граждан при использовании электросамокатов на улицах Петербурга вызывает озабоченность как ГСУ СК РФ по Петербургу, так и руководства СК РФ. В частности, в последние месяцы после наступления благоприятных погодных условий участились случаи происшествий по вине лиц, передвигающихся на электросамокатах», — говорится в обращении Бобкова.
Представители СК отмечают, что даже после частичного урегулирования рынка, существенных улучшений по травмоопасности нет. В производстве следователей находятся 11 материалов о происшествиях с электросамокатами. Уголовное дело по 118 статье УК «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» возбуждено после наезда 17 июня на 8-летнего мальчика в Колпино нетрезвого сотрудника полиции из Новосибирской области, который приехал в отпуск в Петербург.
Алексей Цивилев считает, что это письмо СК — предложение фактически запретить СИМ в городе совсем: «У нас, как всегда, перегибы: либо все разрешено с незначительными ограничениями, как сейчас, либо предлагают все запретить. Потому что у нас в городе нет специально оборудованных мест, площадок и велодорожек. И то и другое плохо. Нужно находить компромисс. Поэтому надо принимать закон».
Депутат напомнил, что он уже предлагал и более компромиссный вариант ограничений: запретить СИМ в четырех центральных районах города, где преимущественно узкие тротуары.
Читайте также:
• В Пскове ограничили скорость арендованных электросамокатов в парках • В ГИБДД пригрозили статьей родителям лихачей на электросамокатах