В Петербурге создают новую систему управления транспортом и парковками
Создание и обновление виртуальных платформ обойдется почти в 300 миллионов рублей
Петербургские власти объявили два крупных конкурса на создание единых систем учета всего общественного транспорта, фиксации происшествий, анализа дорожных ситуаций для реагирования, а также на импортозамещение платформы платных парковок. Общая стоимость двух контрактов составляет чуть более 289 миллионов рублей. Цену оправдывают созданием огромных баз данных, которые должны быть защищены от утечек и сбоев. Что смогут виртуальные помощники человека в городе, изучила «Парламентская газета».
От лавин до землетрясений
Первый контракт, на который уже завершилась подача заявок, — развитие государственной информационной системы Петербурга «Единая платформа управления транспортной системой (ЕПУТС)», — опубликован со стартовой стоимостью в 161 миллион рублей. Система охватит для фиксации и анализа фактически все, что происходит на дорогах. Платформа должна не только информировать жителей города об изменениях в организации дорожного движения, контролировать передвижение такси, каршеринга и коммунальной техники, но и прогнозировать различные варианты развития ситуаций.
Как пояснили специалисты из транспортного блока, система создается по указанию Минтранса во всех регионах. Впоследствии в нее интегрируют блоки управления такси, светофорами, платными парковками, а также уборки города и управления общественным транспортом. Чтобы в любой момент можно было узнать, сколько работает уборочной техники, где есть заторы, почему они образовались, какие ДТП на трассах. Проект, как пояснили, имеет федеральное софинансирование.
В техническом задании приведена подробная классификация всех ситуаций на земле и под землей, которые следует фиксировать в системе для анализа и принятия решений, чтобы исправить нештатные ситуации в Петербурге. Среди них помимо понятных, связанных с интенсивностью транспортного потока и пробок из-за ДТП, предусмотрены и происшествия, которые не очень часто случаются на дорогах. Например, в базу занесут информацию о слишком большом количестве пешеходов, иначе классифицируемом как столпотворение. Или информацию о таких помехах на трассах, как стадо животных, отдельное животное или упавший груз. Также учитывать будут нахождение посторонних предметов на платформах метрополитена.
В документации приведены примеры работы системы в различных ситуациях: «В ГИС «ЕПУТС» поступила информация о ДТП. После верификации информация квалифицируется в качестве инцидента. В дальнейшем в ГИС «ЕПУТС» поступила информация об открытом люке. При наличии информации от очевидцев ДТП, по сведениям службы аварийных комиссаров или по мнению оператора открытый люк фиксируется как инцидент и при наличии оснований связывается с инцидентом «ДТП» как причина. При этом инцидент «ДТП» является причиной снижения пропускной способности, а следовательно, затора. После отработки всех инцидентов (люк закрыт, регламент отработки инцидента «ДТП» пройден, а затор исчерпан) сюжет считается завершенным».
Помимо информации о незакрытых люках, в систему занесут сведения об опрокинутом светофоре, разливах холодной или горячей воды, уровне освещенности ниже нормативного, о нештатном закрытии станций метро на вход и выход, закрытии железнодорожных переездов. А еще такие совсем нетипичные ситуации, как проседание почвы, обвалы, возгорания, теракты, оползни, землетрясения и даже снежные лавины.
Наши ядра
Второй контракт еще ждет желающих принять участие до 15 июля. По нему за 127,7 миллиона рублей предлагают выполнить в 2024 году работы по развитию петербургской информационной системы «Единое городское парковочное пространство» с проведением импортозамещения. Сама система существует, мобильное приложение тоже, база данных льготников наполнена. Но, как пояснили специалисты, для защиты персональных данных и всей «машинки» на федеральном уровне установили требование: все информационные системы госорганов с 1 января 2025 года должны работать на российском программном обеспечении из специального реестра. Поэтому программу, созданную на иностранных ядрах, должны полностью переписать на российском программном продукте. А на новую платформу уже перенесут все данные пользователей.
Парковки Петербурга с личным кабинетом для каждого участника должны учитывать как парковочные сессии, так и штрафы за нарушения, включая push-уведомления об эвакуации транспорта. В системе должны храниться все данные о льготных пользователях платной парковки с разрешениями, а также тех, кто пользуется платными абонементами.
По техническому заданию система рассчитана и на новый функционал, которого пока не существует: учет велосипедистов с личным профилем, треками передвижений и статистикой перемещений.
Напомним, что парковками в Петербурге сегодня охвачены четыре исторических района в центре города. Всего организовано более 47 тысяч мест. Плата для легковых автомобилей составляет 100 рублей в час с 8 до 20 часов. Льготные парковочные разрешения есть у 105 тысяч жителей Петербурга.
Читайте также:
• В России может появиться скидка на оплату штрафов за неправильную парковку