В Петербурге ищут управу на парковочных «зайцев»
Депутаты пытаются закрепить в законе способы воздействия на нарушителей платных стоянок
Машины без номеров, которые стоят на платной парковке, эвакуируют. А владельцев потом штрафуют за неуплату. Это правильно по сути, но неверно с точки зрения закона. Чиновники нашли в действующих нормативных актах механизм, правда, не прямой. Местные депутаты считают, что нужно восполнить пробелы и записать в законах все как положено — Антон Соловьев даже написал было проект на эту тему. Но 14 ноября на комиссии по транспорту в Мариинском дворце его не согласовали и отправили на доработку.
В обход, но по закону
После появления платных парковок в Петербурге места с синей разметкой стали занимать не только местные жители и временные добропорядочные автомобилисты, но и наглые «зайцы», причем нередко — на автомобилях премиум-класса. Они не платят за парковку по 100 рублей в час, а заклеивают, замазывают, занавешивают, закрывают карточками, перчатками, скотчем номера автомобилей. А то и вообще их снимают.
Чиновники комитета по транспорту нашли спустя некоторое время механизмы воздействия на нарушителей. Так, машины без номеров эвакуируют, опираясь на статью 27.10. КоАП — «изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения». Когда владелец находит на штрафстоянке свою машину, он платит заодно и штраф за неоплату парковки — три тысячи рублей.
А на тех, кто закрывает номера перчатками и карточками, завели армию работников ручного труда. За 9 месяцев 2023 года пешие инспекторы зафиксировали более 54 тысяч автомобилей с закрытыми или снятыми госномерами. Из них за снятые госномера в Северной столице вынесено 290 постановлений, 245 машин эвакуировано.
Депутат Антон Соловьев предложил закрепить эту практику в городском законе. И дополнить местный закон об административных правонарушениях новым положением. Он обнаружил, что в статье 37_2, в которой говорится, что считать неоплатой парковки, нет ни слова о размещении машин без номеров или машин с закрытыми знаками. Там указано только несколько пунктов, по которым можно идентифицировать нарушение: размещение машины без оплаты более 15 минут, оплата меньшей суммы, чем положено по тарифу, или пребывание автомобиля на синей разметке дольше 10 минут после окончания оплаченного времени. Поэтому он и предложил добавить такое основание: «размещение транспортного средства на парковочном месте на платной парковке без государственных регистрационных знаков (в том числе без одного из них) либо с видоизмененными государственными регистрационными знаками, в том числе с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть».
Депутат пояснил: «Комитет по транспорту эвакуирует с платной зоны автомобили без номеров. Но на самом деле законных оснований на это не имеется. Кроме того, нужно иметь в виду, что любой автомобиль сразу после приобретения примерно недели две может не иметь номерных знаков, так как идет их оформление. И это не нарушение закона. При этом как оплатить парковку без номера? Это же невозможно», — заявил Антон Соловьев.
Если VIN не виноват
Председатель комиссии Заксобрания по транспорту Алексей Цивилев сообщил, что документ решили пока отправить на доработку. Но не потому, что он юридически некорректен. А потому что прямо на заседании стали известны ранее не преданные огласке обстоятельства. А именно — выяснилось, что у комитета по транспорту есть решение для ситуаций, когда номер автомобилю еще не присвоен.
Как пояснили представители комитета на заседании комиссии, в приложении можно оплатить иной номер, отличающийся от стандартного привычного формата «а000аа198». Например, иностранные авто, номера МВД и другие. То есть требований к формату номера в этом случае нет, в окошке номера в приложении можно ввести до 20 символов. Таким образом, при отсутствии регистрации машины, можно временно указать даже VIN номер. Но если авто прошло регистрацию и за ним числится определенный государственный регистрационный знак, а оплата проведена с указанием VIN, то система расценивает это как неоплату, уточнили в комитете.
Именно эту тонкость и нужно учесть в законопроекте Соловьева.
Во имя борьбы с терроризмом
В Москве, где платная парковка появилась раньше и через все недоразумения с парковочными «зайцами» там уже прошли, поступают иначе. Депутат Госдумы Ярослав Нилов напомнил: «По закону ответственность за нарушение правил со знаками для автовладельца наступает, если он управляет таким ТС. Если машина припаркована, то ответственности за такие нарушения нет. Нельзя именно управлять».
Но механизм борьбы все же был найден. Хотя депутат признался, что ему столичные методы не нравятся, он признает, что они действенные: «У нас исходили из того, что автомобиль без номеров или со скрытыми номерами может быть в розыске или угнан, представлять в том числе иную опасность. Поэтому эвакуация машин без номеров с платной зоны объясняется антитеррористическими мерами по обеспечению безопасности жителей».
«Если же в машине находится водитель, который не управляет машиной, в ней только сидит, и номера нет, то ему предъявить ничего не могут, автомобиль с человеком эвакуировать нельзя. Можно только вызвать сотрудников полиции проверить владельца и его документы», — уточнил Нилов.
Что касается закрытых номерных знаков, то в Москве с ними тоже работают пешие инспекторы. На свой страх и риск они прикасаются к чужому имуществу, чтобы открыть номерные знаки. Иногда случаются инциденты с владельцами машин.
Читайте также:
• Стоимость эвакуации автомобиля за неправильную парковку предложили ограничить
Ещё материалы: Ярослав Нилов