В Общественной палате насчитали 21 угрозу для детей в Интернете
И предложили ввести в школьную программу полноценный курс обучения по безопасности в Сети
Введение раздела по безопасности в Интернете в школьный курс ОБЖ — это лучше, чем ничего, но этого мало. Нужен полноценный курс обучения по этому предмету. Такую точку зрения высказал «Парламентской газете» руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по защите прав пользователей сети Интернет журналист Александр Малькевич.
Сегодня, 8 февраля, во всем мире отмечают Международный день безопасного Интернета. Его принято отмечать во второй день второй недели второго месяца года. Дату учредили в 2004 году в рамках программы Еврокомиссии «Безопасный интернет». Ее цель — пропаганда более ответственного использования онлайн-технологий, особенно среди детей и молодежи.
В «Единой России» предложили обсудить с Минпросвещения включение раздела о безопасности в Интернете в школьный курс ОБЖ, привлечь к проекту лидеров мнений и блогеров. Об этом сообщает РИА «Новости» 8 февраля, ссылаясь на информацию от члена Комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Антона Немкина («Единая Россия»).
Комментируя это предложение, Александр Малькевич отметил, что введение раздела по безопасности в Интернете в школьный курс ОБЖ — «это конечно лучше, чем ничего, но этого явно недостаточно».
«Мы в Общественной палате выступали всегда за необходимость введения и в школах, и в вузах уроков цифровой грамотности, интернет-безопасности, медиаграмотности — по-разному это можно называть», — сказал Малькевич. По этому предмету должна быть отдельная дисциплина, уверен он.
«У нас есть исследование, которое показало, что существует 21 главная цифровая угроза для гражданского общества, включая и экстремистский контент, и кибербуллинг (травля в Интернете. — Прим. ред.), и фейки, и фишинг (кража персональных данных пользователей. — Прим. ред.)», — отметил член ОП.
То есть по этому предмету требуется как минимум 21 урок, считает он. «На самом деле по некоторым угрозам требуется и больше чем один урок. Соответственно это полноценный учебный курс. Нужно готовить преподавателей, привлекать практиков — это большая серьёзная работа», — сказал Малькевич.
В Общественной палате категорически против того, чтобы эта история превратилась в какую-то отписку для галочки, отметил Малькевич. «… Что вот, дескать, у нас один час в месяц — и дети все поймут. Да ничего они не поймут», — сказал эксперт.
Помимо всего прочего, есть ещё отдельное большое направление — учить детей с самых малых лет не оставлять цифровых следов. «То есть как сделать так, чтобы неосторожное слово в Интернете им потом жизнь и карьеру не испортило», — пояснил член ОП.
Член Общественной палаты РФ Екатерина Мизулина добавила, что для введения в школы таких уроков «необходимо сначала подготовить педагогов», и призвала не смешивать два важных направления: безопасность в Интернете и личную безопасность жизнедеятельности детей.
По ее словам, обучая детей безопасному поведению в Интернете, можно как давать им нужные и полезные навыки цифровой грамотности, так и затягивать их в социальные сети и цифровое пространство — всё зависит от квалификации педагога.
Мизулина рассказала, что у волонтеров Лиги безопасного Интернета есть опыт проведения уроков по обеим темам, для которых специалисты подготовили методические материалы, учебные пособия и видеоролики. Последний Всероссийский урок безопасного Интернета прошёл в январе, к нему подключилось 30 тысяч российских школ, отметила она.