Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

В Минтрансе нашли способ борьбы с неопознанными беспилотниками

Отличить своих от чужих поможет система удаленной идентификации

27.04.2023 17:21

Автор: Валерий Филоненко

В Минтрансе нашли способ борьбы с неопознанными беспилотниками
  © Тимур Ханов/ПГ

Потерявшие управление дроны, которые бесконтрольно кружатся над головами россиян и создают реальную угрозу для пассажирских самолетов, могут уйти в прошлое, если изначально вкладывать в их «мозги» геоданные с уже отмеченными местами, куда им летать запрещено. Об этом шла речь на заседании секции «Цифровая трансформация транспорта» в Совете Федерации 27 апреля.

Плохих беспилотников становится больше

Тема вредоносного использования дронов в последнее время стала популярной в информпространстве, и, увы, феномен имеет вполне веские основания. 19 апреля начиненный взрывчаткой беспилотник упал в лесу под Тулой, а еще один дрон-камикадзе спустя день рухнул в Курской области при попытке атаковать мирный трактор. В Подмосковье в Павлово-Посадском городском округе 24 апреля нашли дрон с двумя парашютами, сообщал ранее ТАСС. Еще один дрон с 17 килограммами взрывчатки на борту обнаружили утром 24 апреля в поселке Воровского на северо-востоке Московской области. 

В аэропорту Пскова нашли неопознанный летальный аппарат с видеокамерой. А в конце февраля БПЛА, запущенный из Украины, и вовсе дотянул до подмосковной Коломны, где и свалился неподалеку от газокомпрессорной станции — к счастью, без разрушений и жертв.

27 апреля пилот самолета, совершавшего посадку в Домодедове, заметил на высоте двух тысяч метров беспилотник, который летел прямо под лайнером. За два дня до этого другой дрон заметил пилот, взлетавший из Шереметьева, — тот тоже двигался точно по траектории самолета.

Понимая серьезность ситуации, власти 38 регионов запретили на своих территориях использование беспилотников — во-первых, чтобы в случае чего оперативно распознавать и вычислять опасных «пришельцев», а во-вторых, чтобы не допустить диверсий на местах.

Всего с начала года нарушений правил полетов стало в 3,5 раза больше, чем в прошлом году, отметил директор департамента цифрового развития министерства транспорта Дмитрий Скачков. Он напомнил, что по действующему законодательству использование воздушного пространства контролирует Минобороны. А пресекать незаконные полеты и действия воздушных нарушителей могут только силовые ведомства, включая ФСБ и МВД.

По его мнению, помешать использовать нелегальные беспилотники могла бы система их удаленной идентификации, которая будет распознавать, легитимны ли воздушное судно и сам полет. «Таким образом мы сможем отсечь легальных пользователей воздушного пространства», — пояснил Дмитрий Скачков. Для отделения «хороших» беспилотников от тех, что потенциально могут нести вред, в Минтрансе предлагают задействовать систему спутниковой навигации и уникальные идентификаторы воздушных судов.

Для активной защиты объектов и инфраструктуры от вражеских беспилотников следует применить научный подход, считает руководитель проекта «Касперский антидрон» Владимир Туров. По его словам, сначала нужно определить категории беспилотных аппаратов, представляющих угрозу, а уже потом под каждую разрабатывать системы защиты. Так будет намного эффективнее, чем одинаково бороться с реактивным военным беспилотником и детским квадрокоптером, на который кто-то прицепил гранату.

По мнению заместителя председателя Совета по развитию цифровой экономики, сенатора Артема Шейкина, улучшить безопасность полетов помог бы контроль ГЛОНАСС. «Во-первых, такой контроль позволит поставить заслон противоправному использованию беспилотников, — заметил парламентарий. — Во-вторых, снизит риски нарушения воздушного пространства и поможет избежать инцидентов с другими воздушными транспортными средствами. В-третьих, это поспособствует развитию индустрии беспилотных летательных аппаратов, так как позволяет минимизировать негативное влияние на окружающую среду и общественную безопасность».

© пресс-служба Совета Федерации

Хорошие дроны так не летают

Помимо хлопот с враждебными дронами, проблем хватает и с вполне легальными и на вид дружелюбными беспилотниками. Свежий пример привел замруководителя Росавиации Дмитрий Ядров: человек запустил квадрокоптер в Марьине, но потом не справился с управлением, и беспилотник, потеряв контроль, стал беспорядочно кружить над столицей. «Были введены соответствующие ограничения, закрыли аэродром Внуково», — сказал Ядров. Затем дрон долетел до объекта госохраны, которая его перенаправила в сторону Сергиева Посада, на подлете к которому тот и разбился.

Как пояснил «Парламентской газете» Ядров, сегодня любой владелец дрона на законных основаниях может запускать аппарат в пределах видимости на высоту до 150 метров, где это не запрещено законом, причем без получения дополнительного разрешения у Росавиации. Но определенные условия все же соблюдать нужно. Во-первых, дрон должен быть зарегистрирован в федеральном агентстве, во-вторых, если аппарат запускается в муниципалитете или зоне временного ограничения полетов, то следует получить разрешение у властных структур.

На сегодня в агентстве свое летающее имущество зарегистрировали 78 тысяч владельцев, но на самом деле их куда больше.

Избежать падений на голову неуправляемых дронов помогли бы цифровые географические карты, на которых отмечены запретные зоны, чтобы дроны туда априори не залетали. Китайские производители уже сейчас вкладывают в «мозги» коптеров такие географические метки.

«Это и в наших коптерах должно появляться — как в крупных, так и в мелких, — считает замглавы Росавиации. — Эта функция называется «геозонирование».

Но есть тонкий момент, уточнил Ядров: зон ограничений в России много, но и там можно получать разрешения на полет квадракоптеров. Непонятно пока и как информацию адаптировать к стационарным картам, которые обновляются раз в сутки. «Этот вопрос пока технически не решен», — признался «Парламентской газете» Ядров.

Он напомнил, что сейчас по поручению президента создается национальный проект развития беспилотной авиации. «В рамках нацпроекта предполагается создать четыре федеральных проекта, направленных на стимулирование спроса, научно-производственных центров, развитие инфраструктуры, связи, сертификации и кадров», — отметил он.

Читайте также:

• Если дрон за окном