Все о пенсиях в России

00:00Минфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

два дня назадПарламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

В Минпросвещения назвали регионы, где учителям не доплачивают денег

Меньше всего труд педагога ценится в Забайкальском крае, следует из доклада ведомства

16.06.2023 15:44

Автор: Юлия Сапрыгина

В Минпросвещения назвали регионы, где учителям не доплачивают денег
  © Игорь Самохвалов/ПГ

По данным Росстата, в 2022 году зарплата школьных учителей, преподавателей колледжей и вузов выросла на 10 и более процентов. Однако даже при этом педагоги в некоторых регионах не получают установленного минимума — не ниже среднего заработка по субъекту. Это следует из ежегодного доклада кабмина о реализации госполитики в сфере образования. «Парламентская газета» ознакомилась с документом.

Субъекты-аутсайдеры

Как следует из доклада, средняя зарплата воспитателей детских садов в 2022 году выросла до 43,1 тысячи рублей, педагогов общего образования — до 47,9 тысячи, дополнительного образования — до 47,8 тысячи, преподавателей колледжей — до 49,3 тысячи, а вузов — до 111,4 тысячи рублей. Но это в среднем по стране. А отдельные регионы до сих пор не исполняют майский указ еще от 2012 года — о целевых показателях зарплат для отдельных категорий бюджетников.

Напомним, согласно этому документу, педагогические работники должны получать не меньше средней зарплаты по региону, в два раза выше этой планки необходимо платить преподавателям вузов и научным сотрудникам.

Целевых показателей по дошкольным педагогам пока не достигли в Томской области (94,5%), Дагестане (94,2%), Иркутской области (94,2%), Забайкальском крае (93,4%), Тыве (91,4 %). Еще хуже обстоит дело с оплатой труда школьных учителей. Например, в Забайкальском крае они получают только 76,7 процента от средней зарплаты по региону — это худший показатель в стране.

А единственный субъект, который не дотянул до необходимого уровня зарплату преподавателей и мастеров производственного обучения в среднем профобразовании, — снова Томская область (91,6%).

Университетские и институтские преподаватели получают двойную среднюю зарплату только в 73 субъектах. При этом в Ненецком автономном округе таких педагогов просто нет.

Бюджеты разные — задачи общие

Большинство регионов, где до показателей майских указов так и не дотянули, — дотационные, прокомментировала эту ситуацию «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова. «Бюджеты субъектов, конечно, разнятся, но качество образования в стране не должно страдать из-за разной степени привлекательности профессии учителя на местах и возможностей регионов», — полагает депутат.

Она напомнила, что сейчас в Госдуме разработан очередной законопроект о повышении уровня оплаты труда учителей. Согласно документу, их зарплаты надо уравнять по всей стране и сделать не меньше двух с половиной МРОТ — это чуть больше 40 тысяч рублей. «Однако в нашем профильном Комитете по просвещению считают, что эта затея нереализуема из-за отсутствия единой системы расчета оплаты для учителей», — поделилась сомнениями депутат.

Эксперимент по внедрению единой системы оплаты труда педагогов в школах сейчас проходит в шести субъектах. Но когда его распространят на всю страну, неизвестно.

Ситуацию держат на контроле и в Совете Федерации. «Данный вопрос имеет государственную важность. Есть указ президента, существуют целевые показатели, рекомендации, действуют положения об оплате труда, но ситуация остается сложной», — призналась «Парламентской газете» зампред Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская.

В школах с 1 сентября появятся уроки профориентации

Дошкольники попали в дефицит

Как следует из доклада, в России есть и другие проблемы в сфере образования. Например, с 2019 года в стране сокращается количество дошкольников. Только за год их стало меньше на 332,4 тысячи человек. Эта тенденция сохранится до 2026 года, полагают в кабмине. Поэтому в Минпросвещения прогнозируют снижение и численности воспитателей детских садов.

И при этом в некоторых регионах родители все еще стоят в очереди в детсад, следует из отчета. В среднем по стране доступность дошкольного образования для детей до трех лет составляет 98,09 процента. Но в Дагестане это, например, всего лишь 58,96 процента, а в Крыму — 86,87 процента.

Безопасность не дотягивает

Есть проблемы и с безопасностью школ. Так, 13 325, или 25 процентов, объектов первой, второй и третьей категории опасности не имеют охранников. А 1229, или 58,5 процента, объектов первой категории опасности не оборудованы контрольно-пропускными пунктами при входе или въезде на прилегающую территорию.

Практически четверть общежитий при колледжах и техникумах сегодня находится в неудовлетворительном состоянии, следует из отчета. В госсекторе капремонта требуют 23,1 процента зданий общежитий, а также 12,1 процента учебно-лабораторных зданий, посчитали эксперты.

Победа над третьей сменой

Впрочем, российскому образованию есть и чем гордиться. Например, как следует из отчета, «реализация мероприятий по вводу новых мест в общеобразовательных организациях позволила к началу 2022/23 учебного года ликвидировать третью смену».

Еще одна хорошая новость — Россия вплотную подобралась к десятке ведущих стран по качеству общего образования. Напомним, такая задача поставлена в указе президента «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года». «Сейчас это 10,5 места при плановом значении 13,25 места», — говорится в документе.

Есть приятное в отчете и для студентов, правда, только отличников. Сообщается, что уже подготовлены предложения по усовершенствованию механизма государственной академической стипендии. Так, для отличников она может вырасти до 10 тысяч рублей.

Читайте также:

• Школьную еду предложили приправить йодированной солью и микроэлементами