В Минприроды предложили изменить правила распределения экоплатежей
В Министерстве природных ресурсов и охране окружающей среды предлагают зачислять экологические платежи, которые поступают в муниципалитеты, в региональные бюджеты, а уже потом распределять по природоохранным проектам. Кроме того, от регионов поступают просьбы расширить перечень мероприятий, на которые можно отправлять экологические платежи, например, модернизацию очистных сооружений и перевод котельных на газ. Об этом сказал первый замминистра природных ресурсов и экологии Константин Цыганов на совещании Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды по вопросу эффективности целевого использования экологических платежей. Для проработки предложений в комитете решили создать рабочую группу.
По закону, вступившему в силу 1 сентября 2022 года, экоплатежи можно направлять на выявление и ликвидацию накопленного вреда либо, если такового нет, на другие природоохранные мероприятия. К экоплатежам относятся плата за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы за экологические нарушения, платежи за нанесение вреда окружающей среде.
Планы, по которым регионы должны расходовать поступающие им экологические платежи, утвердили в 78 регионах, а в 7 они не утверждены, сказал первый замминистра. Это Краснодарский, Красноярский края, Владимирская и Смоленская области.
Цыганов пояснил, почему так произошло: «Если на территории муниципалитета есть большой объект накопленного вреда, очевидно, что ему не хватает на это окрашенных экоплатежей, за те деньги, которые поступают, его можно ликвидировать 10, а то и 30 лет. Поэтому он не включает объект в план, а мы по закону не можем согласовать такой план, потому что приоритет у объектов накопленного вреда».
Кроме того, возникают сложности с переносом остатков средств на следующие годы. Первый замминистра объяснил, что экоплатежи непрогнозируемые и неравномерные — невозможно сказать, сколько денег поступит каждый год. А ликвидировать свалку или объект накопленного вреда невозможно, не законтрактовавшись на один-три года. Пока этот вопрос решают в ручном режиме, но чтобы механизм нормально работал и появилась база, позволяющая планировать мероприятия, нужно либо предусмотреть перенос остатков, либо сформировать в регионах специальные фонды, сказал первый замминистра.
Поэтому в Минприроды предложили изменить механизм распределения средств. Сейчас из денег, которые поступают в муниципалитеты, 60 процентов зачисляют в их бюджеты, а 40 процентов — в бюджет региона. При этом в каком-то из муниципалитетов может не быть объектов накопленного вреда. «Чтобы поднять решение на уровень субъекта РФ, одно из предложений — зачислять всю поступающую плату в субъект РФ — 100 процентов, но чтобы было обязательство не менее 25 процентов распределить по муниципалитетам. Но субъект сможет направить аккумулированные средства на решение конкретных задач в отдельном муниципальном округе», — сказал Цыганов.
Кроме того, в Минприроды предложили дополнить перечень мероприятий, на которые можно направить окрашенные платежи. Как сказал Константин Цыганов, от регионов поступает много запросов по поводу модернизации очистных сооружений, которые сбрасывают в водоемы плохо очищенные стоки, а также по переводу котельных на газ.
Полностью материал читайте здесь
Читайте также: