В Минобрнауки рассказали, что может войти в историко-культурный минимум студента
Новый критерий оценки успеваемости покажет, как хорошо первокурсники усвоили российскую историю
Экспертный совет по развитию исторического образования одобрил новый учебник «История России» для студентов неисторических специальностей и направлений подготовки. Такое решение приняли на заседании совета, которое прошло 6 августа в Минобрнауки. Обещано, что электронная версия пособия будет доступна всем первокурсникам уже с этого сентября. Вдогонку ему в ведомстве предложили разработать историко-культурный минимум — набор знаний, которым должен обладать любой образованный человек. Зачем нужен этот минимум и как его сдавать, «Парламентской газете» рассказал замминистра науки и высшего образования, сопредседатель Российского исторического общества Константин Могилевский.
- Константин Ильич, зачем нужен историко-культурный минимум для студентов?
- Когда мы ведем речь о совершенствовании преподавания обязательного курса истории в вузах, мы должны ясно понимать, в чем состоит наша цель. Цель в том, чтобы студенты, заканчивая университет, обладали бы необходимыми историческими знаниями. Понятно, что система высшего образования готовит кадры высшей квалификации в самых разных отраслях — не только гуманитариев, но и инженеров, транспортников, врачей. И мы не должны заниматься самообманом, убеждая себя, что весь материал, который войдет в учебник или в Концепцию преподавания истории России, будет ими полностью освоен. Нам надо заранее оговорить своего рода «нижнюю планку», меньше которой человек, окончивший курс, знать не вправе, — в этом и состоит идея минимума.
- Как может выглядеть историко-культурный минимум? Это будет список проверочных вопросов по основным датам, событиям?
- Введение историко-культурного минимума — пока не готовое решение, а идея, которую я высказал на Совете. Думаю, что в ближайшее время мы обсудим ее с экспертами, подумаем, как она может быть реализована. Но мне кажется, что сама задумка перспективна, потому что она позволит ясно ответить на вопрос, какой минимальный результат мы хотим от обновленного курса. Если поймем, что идея минимума нравится специалистам и привлекательна для университетов, то тогда попросим ученых-историков на платформе Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества попробовать сформулировать этот минимум.
- Что должен будет знать студент после освоения курса? Даты Первой и Второй мировых войн, Великой Отечественной войны?
- Знание этих дат — не минимум, это мизер. Это должен знать каждый школьник. Если говорить о минимуме, то очевидно, что речь должна идти о ключевых датах, о ключевых фигурах отечественной истории, об основных тенденциях ее развития. Это может быть 20—30 страниц текста. Вот, например, мы говорим с вами 6 августа. Это день, когда Соединенные Штаты сбросили на Хиросиму атомную бомбу, совершив по факту геноцид гражданского населения Японии. Это важнейший факт мировой и отечественной истории тоже. Потому что сейчас мы слышим, как иногда подается это за рубежом: Советский Союз вступил в войну с Японией, после чего произошли атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Кто осуществил эти бомбардировки? Такое ощущение складывается, будто бы Советский Союз их осуществил. Но это я пример привел, просто потому что сегодня дата такая. Это мое мнение как историка, как сопредседателя Российского исторического общества. Но, комментируя этот вопрос как чиновник, я не хочу предвосхищать позицию профессионального сообщества. Думаю, что она может быть сформулирована уже в ближайшее время.
Читайте также:
• Для медиков и педагогов хотят ввести обязательную отработку после вуза