Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

В Минобрнауки раскрыли новые детали будущей реформы высшего образования

На воспитателя будут учить четыре года, на учителя физики — пять лет, истории — шесть

28.06.2023 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

В Минобрнауки раскрыли новые детали будущей реформы высшего образования
  © Алина Цыганова/ПГ

В России вводят новые уровни высшего образования — базовое и специализированное, а также один уровень профессионального образования — аспирантуру. Такой эксперимент с этого года запустят в шести вузах. Соответствующий указ 12 мая подписал президент. Вдогонку к этому документу Минобрнауки подготовило проект приказа, содержащий список специальностей и направлений подготовки, которым начнут учить по-новому.

Три ступени вышки

Реформу высшего образования в России планируют начать с шести пилотных вузов. Это Московский авиационный институт, Московский педагогический государственный университет, Университет науки и технологий МИСИС, Балтийский федеральный университет, Петербургский горный университет и Томский госуниверситет. Уже с этого года там введут новые уровни высшего образования. Всего их будет три:

- базовое высшее образование (вместо нынешних бакалавриата и специалитета) — общая подготовка без углубления в определенную сферу;

- специализированное высшее образование (магистратура) — углубленная подготовка кадров;

- аспирантура — подготовка научных и научно-практических кадров.

На освоение базы отведут четыре-шесть лет в зависимости от специальности. Для более глубокого погружения в предмет потребуется еще один-три года, а обучение в аспирантуре займет три-четыре года.

Сколько именно учить того или иного специалиста, расписали в проекте приказа Минобрнауки — пока он будет распространяться только на шесть пилотных вузов, именно их профиль и повлиял на список направлений подготовки.

23 группы направлений и 42 специальности

Согласно документу, реформу вышки опробуют на 23 укрупненных группах направлений подготовки. Кроме того, можно будет продолжить обучение в аспирантуре еще по 42 специальностям из списка. Именно таких специалистов сегодня и учат в шести вузах, которые примут участие в пилотном проекте.

Например, на химика будут учить четыре года, на инженера-химика — пять лет, а на химика-исследователя — шесть. Чтобы стать учителем русского языка, литературы или истории, нужно будет отучиться в вузе шесть лет, преподавателем физики или информатики — пять, а педагогом дошкольного образования — четыре.

Чтобы получить специализированное высшее образование — это по сути прежняя магистратура, — придется учиться еще от одного до двух лет. Например, за год из обычного педагога сделают педагога-эксперта, а за два — педагога-исследователя или педагога-методиста.

Чтобы претендовать на ученую степень, например, в области гидрогеологии, статистики, безопасности труда или русского языка, нужно будет отучиться в аспирантуре еще три года. А в области органической химии, материаловедения или радиотехники — четыре года.

При этом, как отметил первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга, новая система вышки расширяет возможности выпускников специалитета: «Теперь они смогут поступать в магистратуру на бюджетные места, сегодня такой возможности нет».

Читайте также:

• Срочникам дадут преимущества при поступлении в вузы и колледжи

Реформу распространят на всю страну

«Необходимость трансформации системы высшего образования связана с выходом из Болонской системы и разработкой уникальной отечественной системы, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики», — сказала «Парламентской газете» зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская.

Для обеспечения технологического суверенитета в первую очередь нужна масштабная подготовка инженеров, конструкторов, разработчиков передовых технологий, полагает зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Владимир Кононов. «Университеты должны стать полноправными участниками научно-технологического развития страны. Сформировать важнейшие компетенции по циклу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до высокого уровня готовности технологий, когда разработки готовы принять промышленные предприятия, бизнес, государственные компании», — сказал депутат «Парламентской газете».

По итогам пилотного проекта реформы вышки в шести вузах сформируют новую национальную систему высшего образования, которая будет действовать уже во всех институтах и университетах страны.