Все о пенсиях в России

вчераПарламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

29.10.2024Сенатор Епифанова поддержала идею снизить пенсионный возраст для тружеников села

В России предложили утвердить новую Стратегию культурной политики

28.06.2023 17:06

Автор: Наталия Васильева

Источник: Regulation.gov.ru

В России предложили утвердить новую Стратегию культурной политики
  © Юрий Инякин/ПГ

Министерство культуры предложило принять новую Стратегию государственной культурной политики до 2030 года, поскольку ее прежний вариант, утвержденный в 2016 году, не соответствует новым вызовам и рискам в сфере культуры. Проект распоряжения, подготовленный ведомством, опубликован 28 июня на портале проектов нормативных правовых актов. 

Соответственно, распоряжение Правительства от 29 февраля 2016 года об утверждении прежней версии стратегии предложено признать утратившим силу. В пояснительной записке к проекту отмечается, что необходимость его разработки вызвана изменениями, произошедшими внутри страны и в мире. Документ призван обеспечить приведение стратегии в соответствие с Конституцией РФ и актуальными нормативными правовыми актами.

Так, в новой редакции стратегии говорится, что российская культура — неотъемлемая часть глобального культурного пространства, а посягательства со стороны недружественных государств в целях подрыва общемирового влияния российской культуры наносят непоправимый ущерб справедливому, равноправному и открытому международному культурно-гуманитарному сотрудничеству.

К числу основных проблем реализации государственной культурной политики, создающим угрозу будущему России, в стратегии относят:

  • недооценку потенциала культуры в деле гармонизации общественных отношений; 
  • недостаточную активность и слабую вовлеченность гражданского общества и НКО в реализацию государственной культурной политики;
  • разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ослабление единства многонационального народа РФ;
  • снижение интеллектуального и культурного уровня общества; 
  • рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения; 
  • деформацию исторической памяти, негативную оценку значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;
  • атомизацию общества — разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других.

Это приводит, в частности, к ослаблению роли семьи и семейных отношений, способствует тому, что происходят разрыв прежде устойчивых социальных связей и рост числа разводов. Так, на 923,6 тысячи браков, заключенных в России в 2021 году, приходится более 644,2 тысячи разводов.

Кроме того, одной из проблем в реализации государственной культурной политики является наблюдаемое снижение расходов на потребление культурных ценностей и благ в структуре семейного бюджета, что оказывает влияние на сокращение в последующем числа активных участников культурных и общественных процессов, подчеркивается в стратегии. 

России предстоит культурная перестройка

Для решения этих проблем предусматривается:

  • разработка механизмов по противодействию подрывной деятельности недружественных стран в российском культурном пространстве;
  • создание условий для формирования безопасной информационной среды путем популяризации ресурсов, через которые будет распространяться достоверная информация, способствующая культурно-историческому просвещению и воспитанию на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • создание условий для формирования госзаказа на создание информационных материалов в СМИ, кино и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, соответствующих целям и задачам государственной культурной политики;
  • разработка новых механизмов производства и показа фильмов, принятие дополнительных мер по их господдержке;
  • обеспечение условий для создания новых и развития существующих экспозиционно-выставочных пространств в регионах;
  • приведение в соответствие с социальными нормативами обеспеченность населения учреждениями и организациями культуры;
  • сокращение региональных различий в обеспеченности и развитости инфраструктуры культуры, в частности театров, которые продолжают оставаться значительными;
  • разработка мер по увеличению числа мест в концертных залах, которые, согласно социальному нормативу, должны устанавливаться из расчета два—четыре места на каждую тысячу городских жителей (в настоящее время этот показатель составляет около 1,418 места);
  • замедление сокращения инфраструктуры профессионального образования в сфере культуры, а также сети образовательных организаций сферы культуры и искусства, в том числе детских школ искусств;
  • развитие циркового искусства;
  • сохранение, развитие и популяризация нематериального этнокультурного достояния РФ;
  • сохранение и развитие малых городов и исторических поселений РФ;
  • совершенствование мер поддержки и развития сельской культуры.

Задачи совета по сохранению объектов культурного наследия уточнят

Цели государственной культурной политики

Среди целей государственной культурной политики, в частности, называются сохранение единого культурного пространства страны, обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия, обеспечение культурного суверенитета РФ и повышение роли страны в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

Кроме того, в проекте стратегии подчеркивается, что государственная культурная политика основана на таких принципах, как открытость и взаимодействие с другими народами и культурами; представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры; свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность; делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры институтам гражданского общества; защита традиционных семейных ценностей и института брака как союза мужчины и женщины и др.

Как и прежний вариант стратегии, новый предусматривает ее реализацию в два этапа: первый — 2023—2026 годы и второй — 2026—2030 годы. На первом этапе утверждается план реализации стратегии, приводятся в соответствие документы стратегического планирования, принимаются меры нормативно-правового характера. То же самое предусматривает и прежний вариант стратегии. Однако на втором этапе стратегия предусматривает изменения, в частности, реализацию нацпроекта «Культура» и таких проектов, как «Пушкинская карта», «Придумано в России». 

Эксперт заявил о нехватке сценаристов в России

Ожидаемые результаты

Если прежний документ в числе ожидаемых результатов предусматривал к 2030 году увеличение финансирования культуры за счет всех источников до 1,4 ВВП РФ, то в новом проекте стратегии уже нет такого показателя среди ожидаемых результатов. Однако приводятся такие ожидаемые результаты, как:

  • укрепление единства и сплоченности российского общества на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • обеспечение культурного суверенитета, сохранение единого культурного пространства страны и российской самобытности;
  • содействие сбережению российского народа, повышение статуса семьи, утверждение традиционных семейных ценностей;
  • увеличение числа граждан, прежде всего молодежи, стремящихся жить и работать на родине, считающих Россию наиболее благоприятным местом для проживания, раскрытия творческих способностей;
  • увеличение числа участников межведомственного проекта «Культура для школьников» до 2 миллионов человек к 2030 году, расширение сотрудничества школьных музеев с учреждениями культуры;
  • увеличение объемов продажи книг в РФ с 3 до 5 на душу населения по сравнению с 2014 годом (в прежней стратегии — с 3 до 7);
  • увеличение к 2030 году числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры до 690 миллионов.