В Крыму есть все, чтобы стать российским ответом Голливуду
Продюсер Федор Попов о том, как развивается киноиндустрия на полуострове и чем он привлекает молодых зарубежных режиссеров
Крым — одна из главных отечественных киноплощадок. Именно здесь в 1911 году с первого полнометражного российского фильма «Оборона Севастополя» и началась история нашего кинематографа. Потом была золотая эра советского кино — «Кавказская пленница», «Солярис», «Иван Васильевич меняет профессию», «Начальник Чукотки», «Человек с бульвара Капуцинов», «Собака на сене», «Небесные ласточки», «Пираты ХХ века», «Десять негритят», «Асса», «Спортлото-82», «Человек-амфибия», «Мастер и Маргарита», «9 рота». Востребован Крым как съемочная и фестивальная площадка и сегодня, рассказал нашему журналу организатор международного кинофорума «Глобальные ценности», генеральный директор продюсерского центра «ВГИК-Дебют» Федор Попов.
- Федор Максимович, поезд, на котором вы добирались на кинофорум «Глобальные ценности», проходивший в Севастополе с 21 по 24 июля, задержали из-за очередной украинской атаки на полуостров. Однако вас это не остановило, как не остановило и участников форума из самых разных стран мира.
- Когда два года назад мне как генеральному директору продюсерского центра «ВГИК-Дебют» и продюсеру Международного студенческого фестиваля ВГИК предложили проводить кинофорум в Севастополе, я согласился не раздумывая. Я люблю и неплохо знаю историю нашего Отечества. И исторически, и культурно, и юридически Севастополь и Крым — это Россия. В том числе чтобы продемонстрировать это, мы и проводим наш кинофорум. Мы доказываем, что Крым — это Россия, что это край с древней историей и богатой культурной жизнью. Несмотря на логистические сложности, закрытое авиасообщение, специальную военную операцию, молодые кинематографисты из разных уголков мира охотно приезжают в российский Крым.
- Участники из каких стран участвовали в третьем Международном форуме молодых кинематографистов «Глобальные ценности»?
- В основной программе участвовали семнадцать короткометражных фильмов из десяти стран — Бельгии, Греции, Ирана, Казахстана, Китая, Киргизии, России, Сенегала, Словакии и Узбекистана. Авторы картин не только представили зрителям свои фильмы, но и открыли для себя Крым, посетили мыс Фиолент, Ласпинский перевал, Воскресенскую церковь, Байдарские ворота, Мангуп-Кале и другие достопримечательности Севастополя и окрестностей.
- Что вы понимаете под глобальными ценностями?
- В моем понимании глобальные ценности — это истинные, традиционные ценности. Патриотизм, любовь к Родине, верность традициям, семья. Если мы хотим, чтобы у нас, не только у России, а вообще у планеты Земля, было будущее, нужно помнить о прошлом. Кто не помнит прошлого, у того нет будущего. Молодые ребята — участники нашего фестиваля как раз и олицетворяют будущее. Им предстоит вершить судьбы мира.
- Как бы вы определили место вашего форума в ряду других кинофестивалей? В чем его особенности, отличие от других?
- Любой фестиваль ценен тем, где он проводится. Севастополь — город с героической историей. Сегодня он находится в центре внимания, без преувеличения, всего мира. Это очень эмоциональное место с мощной энергетикой. Проезжая на поезде через Крымский мост, я чувствовал настоящий драйв, который так важен для кинематографиста и вообще для любого творческого человека. Наша команда благодарна за поддержку компании «Иннопрактика», губернатору Севастополя Михаилу Развожаеву и, конечно, самим севастопольцам, которые проявляют большой интерес к нашим картинам. Один раз — это случайность, два раза — совпадение, а три — закономерность. Мы провели форум в Севастополе уже в третий раз, и, значит, это закономерный выбор, закономерный союз молодых кинематографистов со всего мира и севастопольцев в их приверженности настоящим глобальным ценностям.
Премия «Глобальные ценности» не так масштабна и известна, как «Ника» или «Оскар», но у нее есть своя ниша, мы делаем свое дело, которое вызывает интерес не только у нас самих, но и у молодых режиссеров из разных стран мира, приезжающих в Севастополь вопреки многим обстоятельствам, а самое главное — это вызывает интерес у зрителей.
- «Среди основных задач форума - сохранение и развитие традиции кино о духовно-нравственных идеалах справедливости, милосердия и доброты в жизни человека и общества», прочитал я в пресс-релизе. Не слишком ли «старорежимно» это звучит? Востребованы ли эти идеалы молодежью и зрителями?
- Конечно, востребованы. У нас прекрасная молодежь. Ребята, которые занимаются кино, неизбежно задумываются о смысле жизни, смысле творчества. Как точно отметил когда-то на встрече с Президентом России Владимиром Путиным, приуроченной к столетию ВГИКа, классик отечественного кино Вадим Абдрашитов, режиссер — это человек, который оперирует смыслами, это смыслообразующая профессия. Да, действительно, вроде бы в идеалах справедливости, милосердия, доброты нет ничего нового, но о них обязательно нужно напоминать, говорить, особенно в нынешнем мире, где нормы часто переворачиваются с ног на голову, где часто то, что еще недавно считалось нормой, выглядит архаизмом или даже ненормальностью.
- Форум видит своей задачей «привлечение внимания молодежи к проблеме формирования в обществе и в искусстве образа современного героя». Какой он, герой нашего времени, в представлении участников форума?
- Здесь трудно дать однозначный ответ. Но если порассуждать, то я напомню вам знаменитые картины Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2». Думаю, нынешнее время даст героя, который будет чем-то похож на Данилу Багрова — участника чеченской войны с обостренным чувством справедливости. Уверен, что среди героев нашего времени обязательно будут участники специальной военной операции на Украине. Эти одновременно трагические и исторические события обязательно дадут нашему кино, нашему искусству в целом характеры, которые станут классическими.
- Кого можно назвать открытием третьего форума?
- Первую премию получил сенегальский режиссер Армел Дейон Кукпемеджи за картину «Последний рыбак». Действие фильма разворачивается в прибрежной сенегальской деревне. Традиционному укладу жизни молодого рыбака Амаду угрожает транснациональная корпорация, занимающаяся грабительским выловом рыбы в сенегальских водах. Вместе с активисткой — экологом Аминой герой отправляется в опасное путешествие, стремясь разоблачить незаконную практику корпорации и спасти рыбный промысел своей деревни. Мы познакомились с Армелом в прошлом году во время выездной сессии молодых кинематографистов в Сенегале, в которой принимали участие ребята из разных африканских стран. Они показывали свои картины, а мы, российские кинематографисты, давали им мастер-классы и приобщали к российской культуре. И вот сейчас Армел, проделав сложный путь, приехал в Севастополь и по праву стал лауреатом первой премии нашего форума. Причем эта поездка стала для него первой в жизни за пределы Африканского континента. А еще Армел с помощью своих новых друзей научился в Севастополе… плавать в море.
Второе место занял режиссер из Ирана Эмир Валинежад с фильмом «Опыт Тегерана». Он окончил Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, сейчас обучается в аспирантуре ВГИКа. Его документальная драма рассказывает об иранском режиссере, который учился в России, а теперь возвращается на родину, чтобы снять фильм о Тегеране. Иран, как и сегодняшняя Россия, обложен со всех сторон несправедливыми санкциями, а между тем, это древняя страна с тысячелетней историей. И близко не было еще никакой Америки, а Персия уже обладала великой историей и культурой.
Наконец, третье место завоевал режиссер из Греции Кирилл Карманов с фильмом «Черноморские греки и их соседи». Кирилл родился в Афинах в интернациональной семье, его мать — гречанка, а отец — русский. Сейчас Кирилл — студент режиссерского факультета ВГИКа. Его картина рассказывает об этнических греках, живущих на юге России. Они продолжают чтить традиционные ценности своей родины, сохраняют собственную национальную идентичность, но при этом тесно интегрированы в социально-экономическую жизнь России и связывают свое будущее с нашей страной.
Надеюсь, лауреаты нашего форума станут успешными профессиональными кинематографистами, но при этом подчеркну: наша главная задача — прежде всего объединять здесь, на крымской земле, глобальными ценностями людей из разных уголков мира. Кто-то из них сделает карьеру в кино, кто-то нет, но все они навсегда запомнят Севастополь, Крым и Россию.
- Кроме конкурсных короткометражек в программе форума были специальные показы полнометражных фильмов «На выдохе» и «Приключения маленького Бахи». Расскажите, пожалуйста, об этих работах.
- «На выдохе» — картина режиссера Рината Махмудова, которую представила на форуме молодая актриса Анастасия Самылова, сыгравшая в ней главную роль. За эту работу Настя получила приз «Лучшая женская роль» ХХ открытого российского фестиваля кино и театра «Амурская осень». Детский фильм «Приключения маленького Бахи» представил режиссер, народный артист России, лауреат премии Президента Российской Федерации Александр Галибин. Уверен, обе картины займут достойное место в нашем кинематографе.
- Крым был одной из главных сценических площадок российского и советского кино. Начиная с первого отечественного полнометражного фильма «Оборона Севастополя» Ханжонкова и продолжая такими картинами, как «Кавказская пленница», «Солярис», «Иван Васильевич меняет профессию», «Начальник Чукотки», «Человек с бульвара Капуцинов», «Собака на сене», «Небесные ласточки», «Пираты ХХ века», «Десять негритят», «Асса», «Спортлото-82, «Человек-амфибия», «Мастер и Маргарита», «9 рота»… Востребован ли Крым как сценическая площадка сегодня?
- Конечно. Чтобы не ходить далеко за примерами, скажу, что я меньше месяца назад закончил снимать в Севастополе новый четырехсерийный фильм «Платье цвета моря» для телеканала «Россия». А сейчас жду питчинга в надежде получить финансирование и снять еще одну картину, действие которой происходит в Крыму. Это будет детская комедия о… глобальных семейных ценностях. Крым всегда будет оставаться привлекательным для кинематографистов в силу своего климата, очень разнообразной, живописной природы и богатой истории, в том числе — истории кинематографа.
- После воссоединения Крыма с Россией много говорили о возможности возрождения знаменитой Ялтинской киностудии, но пока эти разговоры так и остаются разговорами. Видите ли вы будущее у этой идеи?
- Я вижу будущее не столько у идеи возрождения конкретной Ялтинской киностудии, сколько у более общей, более глобальной идеи развития кинопроизводства в Крыму. На полуострове есть все условия для того, чтобы дать здесь наш российский ответ Голливуду.
Статуэтки, которые вручили не только победителям, а всем участникам форума, выполнены в форме, пожалуй, самого известного памятника Севастополя — Затопленным кораблям. Вместе с ними сенегалец Армел Дейон Кукпемеджи и его новые друзья из разных стран увезли на родину частицу города русской славы, русской истории и культуры, которые неотделимы от настоящих глобальных ценностей человечества.
Справка
Третий Международный форум молодых кинематографистов «Глобальные ценности» прошел в Севастополе с 21 по 24 июля. Организаторами этого масштабного культурного саммита стали компания «Иннопрактика» и Продюсерский центр «ВГИК-Дебют».
Лауреаты:
Первая премия — Армел Дейон Кукпемеджи (Сенегал), картина «Последний рыбак».
Вторая премия — Эмир Валинежад (Иран), картина «Опыт Тегерана».
Третья премия — Кирилл Карманов (Греция), картина «Черноморские греки и их соседи».
Читайте также: