В Крыму бьют бутылки с шампанским о новые корабли
В Керчи спустили на воду патрульный корабль, а в Севастополе поднимают флаг на ракетном
Фото: glava.rk.gov.ru
В Керчи 29 января били бутылки. Это старая морская традиция — разбивать бутылку шампанского о борт нового корабля. Судостроительный завод «Залив» спустил на воду патрульный корабль «Сергей Котов». После государственных испытаний он войдёт в состав Черноморского флота вслед за тремя «старшими братьями» — аналогичными кораблями проекта 22160 «Василий Быков», «Дмитрий Рогачёв» и «Павел Державин».
Охранять воды России от НАТО
Головной корабль проекта «Василий Быков» заложили в год воссоединения Крыма с Россией, и он вошёл в состав Черноморского флота в 2018 году. «Дмитрий Рогачёв» — в 2019-м, «Павел Державин» — в 2020. Ещё два корабля проекта — «Виктор Великий» и «Николай Сипягин» — достраиваются сейчас на Зеленодольском судостроительном заводе и тоже будут служить на Черноморском флоте.
Главная задача кораблей проекта 22160 — патрульная служба по охране территориальных вод. В Крыму это особенно важно, учитывая непростую ситуацию в Чёрном море. Достаточно вспомнить провокацию кораблей ВМС Украины в ноябре 2018 года в Керченском проливе или регулярные заходы в Чёрное море кораблей НАТО. Последний такой состоялся буквально на днях, когда в Чёрное море зашёл вооружённый крылатыми ракетами эсминец ВМС США «Портер» для «проведения учебных операций по поддержанию морской безопасности в регионе».
В честь героя
Новый патрульный корабль, спущенный на воду в Керчи, назван в честь героя Советского Союза, контр-адмирала Сергея Котова, который отслужил на Черноморском флоте всю Великую Отечественную войну. Дивизион Котова совершал нападения на базы и коммуникации противника, конвоировал транспортные суда, нёс дозоры, проводил минные постановки, высаживал десанты.
Последние годы жизни Сергей Николаевич провёл в Феодосии. Здесь он работал старшим инженером отдела главного конструктора в Феодосийском филиале МКБ «Новатор» и участвовал в испытаниях ракетных комплексов. Скончался 16 октября 1999 года, похоронен на новом городском кладбище Феодосии.
Вопреки санкциям Запада
«Каждый спуск на воду нового корабля вызывает огромные положительные эмоции: и то, что это делается для обороноспособности нашей страны, а сегодня мы в этом нуждаемся, и то, что это делается в Крыму», — сказал на церемонии глава Крыма Сергей Аксёнов.
По словам начальника Главного штаба Военно-морского флота, первого заместителя главнокомандующего ВМФ Александра Витко, который командовал Черноморским флотом в 2013-2018 годах, керченский завод «Залив» вновь, как в советские времена, становится центром кораблестроения на юге России. «Вы вложили свои знания, умения, свою крымскую душу в этот корабль, и поэтому он будет достойно защищать нашу Родину», — сказал адмирал, обращаясь к работникам завода.
После воссоединения Крыма с Россией со стапелей завода «Залив» уже сошли патрульный корабль «Павел Державин», малый ракетный корабль «Циклон» и вот теперь «Сергей Котов». Строятся ещё два малых ракетных корабля «Аскольд» и «Амур». В июне прошлого года на заводе заложили два новых универсальных десантных корабля «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко», на ту церемонию приехал и президент Владимир Путин. При этом символично, что строящиеся на крымском заводе универсальные десантные корабли разработаны как альтернатива французским «Мистралям», которые европейцы отказались поставлять после воссоединения полуострова с Россией. В итоге мы строим такие корабли сами, да не где-нибудь, а именно в Крыму, из-за которого когда-то сорвался контракт.
Кстати, строительство кораблей проекта 22160 тоже доказывает, что Россия может успешно противостоять санкциям Запада. Первоначально там предполагалось устанавливать дизель-редукторные агрегаты на базе германских дизелей MAN - именно такими был оснащён первый корабль проекта «Василий Быков», но затем немцы отказались поставлять оборудование, и следующие корабли оснастили отечественными дизелями, произведёнными Коломенским заводом.
«Грайворон» встаёт в строй
По данным министерства промышленности Республики Крым, предприятия оборонно-промышленного комплекса региона сейчас загружены государственными контрактами на сумму свыше 25 миллиардов рублей. И это ещё далеко не предел — средняя загрузка по предприятиям ОПК составляет около 60 процентов.
На борту может базироваться вертолёт Ка-27ПС. Штатное вооружение — артиллерийская установка АК-176МА калибром 76,2 мм, зенитно-ракетные комплексы «Штиль-1».
Керчанам не привыкать решать сложнейшие задачи в области кораблестроения. О возможностях «Залива» свидетельствует такой факт: в 1988 году здесь построили первое в мире ледокольно-транспортное судно с атомной энергетической установкой — лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».
С 1945 по 1980 год «Залив» спустил на воду около пятисот судов, в том числе серию танкеров типа «Крым» дедвейтом 150 тысяч тонн. В 1980-1996 годах здесь строили серию среднетоннажных танкеров типа «Панамакс» с двойными бортами и дедвейтом 65 тысяч тонн. Широко представлена в истории предприятия и продукция военного кораблестроения. В разные годы на мощностях завода соорудили серии морских тральщиков, противолодочных и сторожевых кораблей.
А пока «Сергей Котов» отправляется на государственные испытания, в боевой состав Черноморского флота входит новый корабль. В Севастополе 30 января поднимут флаг ВМФ на новом малом ракетном корабле «Грайворон» — он уже девятый корабль модернизированной серии «Буян-М». Корабли этого проекта имеют увеличенное водоизмещение и оборудованы новейшим высокоточным ракетным оружием большой дальности — универсальным комплексом «Калибр-НК», предназначенным для поражения морских и береговых целей. Задача кораблей проекта «Буян-М» — охрана и защита экономической зоны государства.
За последние восемь лет в боевой состав Российского флота вошли более двухсот кораблей, катеров и судов различного класса. При этом к 2027 году доля современных кораблей в ВМФ должна превысить 70 процентов.