В Гостехнадзоре рассказали, какие аттракционы самые опасные
Плановые проверки парков развлечений в регионах пока не проводят из-за моратория на инспекции
Плановые проверки аттракционов пока не проводят из-за моратория, введенного Правительством. Надзорные органы приходят в парки развлечений только с профилактическими визитами. Об этом рассказали «Парламентской газете» в региональных управлениях Гостехнадзора. В Госдуме призвали отрегулировать подход к проверкам. Письмо с просьбой определить, какое ведомство должно установить их критерии, отправила вице-премьеру Дмитрию Григоренко депутат Татьяна Буцкая. Кроме того, в парламенте готовят к рассмотрению доработанный законопроект Заксобрания Ленинградской области, призванный отрегулировать аттракционы. Какие развлечения относятся к самым рискованным, и на что стоит обратить внимание, разбиралась «Парламентская газета».
Не дожидаться трагедии
ЧП на аттракционах происходят каждый год. В 2021 году в Барнауле оторвался от креплений и опрокинулся надувной батут, на котором играли дети — двух девочек отбросило на трамвайные рельсы. В 2022-м в Ставрополе сломавшаяся карусель крутила детей полчаса. В прошлом году там же спасателям пришлось вызволять шесть человек, включая семилетнего ребенка, застрявших на карусели на 35-метровой высоте. А на ВДНХ зависло колесо обозрения. Самым громким случаем стал инцидент в Оренбургской области — там рухнула карусель, которая, как оказалась, даже не была зарегистрирована. Пострадало около двадцати человек. В этом году, как сообщили СМИ, девочка вернулась из парка развлечений в Пятигорске с переломом и ушибом бедра.
Несмотря на такие риски, плановые проверки аттракционов не проводят. Еще в 2022 году Правительство ввело мораторий на инспекции, и продлится он до 2030 года. По-прежнему проверяют предприятия с чрезвычайно высоким и высоким риском, производства и гидротехнические сооружения II класса опасности. Аттракционы к таким объектам не относятся, сказали «Парламентской газете» в Гостехнадзоре Ленинградской области. В надзорном ведомстве Татарстана тоже подтвердили, что плановые проверки в этом и прошлом году не проводили. Внеплановые же визиты можно устроить только по согласованию с прокуратурой и только в определенных случаях, например, если произошел несчастный случай или есть угроза жизни людям. Это правило действует до конца 2024 года.
Поэтому проверять качество аттракционов начинают, только когда что-то произошло, сказала «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая. По ее мнению, сам по себе риск-ориентированный подход, когда бизнес не душат проверками, а соизмеряют риски и делают упор на профилактику, верный, но нужны четкие критерии надзора: «Можно написать, например, что аттракцион требует проверки, если поступило столько-то жалоб за такой-то период, больше года не проводился осмотр, отозвали сертификат у подобных аттракционов в других регионах. Но определить критерии может только ответственный федеральный орган».
Пока же за контроль в этой сфере отвечают региональные органы Гостехнадзора. А ситуация везде разная. Так, в 18 субъектах даже не приняли акты, регламентирующие состояние каруселей и горок, отметила Буцкая. Поэтому депутат обратилась к вице-премьеру Дмитрию Григоренко с просьбой определить, какое федеральное ведомство должно установить критерии риск-ориентированного подхода к проверкам аттракционов.
А в Заксобрании Санкт-Петербурга предложили пойти дальше и принять федеральный закон об аттракционах. Его внесли в Госдуму еще в сентябре прошлого года, но к нему возникли замечания у депутатов и ведомств, рассказал «Парламентской газете» инициатор документа, петербургский депутат Константин Чебыкин. После этого, добавил он, законопроект доработали вместе с комитетом Госдумы по промышленности и торговле и в феврале внесли заново. Его планируют рассмотреть в эту сессию.
Согласно законопроекту, Правительство должно будет определить орган, ответственный за аттракционы, утвердить общие требования к их регистрации и контролю, а также случаи, когда их должны закрывать. В самих регионах займутся регистрацией аттракционов и проверкой их работы. А если найдут нарушения, смогут запретить их эксплуатировать. Чебыкин надеется, что законопроект примут в ближайшее время, так как опасается, что из-за санкций в Россию начнут ввозить контрафактные комплектующие. Да и вообще стоит проверить, как держатся аттракционы, учитывая, что примерно треть из них эксплуатируют еще с советских времен, а многие ввезли в 90-е годы, не особо заботясь, насколько они безопасны, считает депутат петербургского заксобрания.
Вместо проверок — визиты и предостережения
В отсутствие плановых проверок контрольные органы наносят профилактические визиты, проводят консультации и выносят предостережения, рассказали в Гостехнадзоре Татарстана. Кроме того, ни один аттракцион не могут запустить, пока он не пройдет регистрацию. Прежде чем дать добро на его использование, его осматривают, оценивая по 16 пунктам, проверяют документы и проводят пробный запуск, сообщили в надзорном ведомстве Ленинградской области. Процедуру проходят и те карусели, горки и колеса обозрения, которые привозят на сезон. Например, в Ленобласти сейчас зарегистрировано 63 аттракциона, но ожидают, что подадут заявки на регистрацию больше сотни.
В регистрации могут отказать, если нет нужных документов или механизмы не отвечают требованиям безопасности. В Татарстане в этом году не зарегистрировали два аттракциона. А всего их там 274.
Парки развлечений тоже все проходят техническое освидетельствование у аккредитованных организаций.
Требования к безопасности новых аттракционов, которые изготовлены и введены в эксплуатацию после 18 апреля 2018 года, перечислены в техническом регламенте Евразийского экономического союза. По нему надо учитывать много нюансов: от ширины проходов, необходимых для эвакуации в случае ЧП, до силы ветра, при которой можно использовать аттракцион, не опасаясь, что тот опрокинется. В парках развлечений должны быть медицинские аптечки, ростомер, таблички с информацией о технических характеристиках аттракционов, датой ежегодной проверки, правилами пользования с ограничениями по возрасту, росту и весу, а также приборы для измерения ветра, если это предусмотрено документами.
Если же аттракцион изготовлен и введен в эксплуатацию раньше, к ним предъявляют требования, утвержденные постановлением Правительства №1732. В частности, у сидений должны быть спинки высотой не меньше 40 сантиметров или 25 сантиметров, если аттракцион предназначен для маленьких детей, а двери пассажирских модулей должны закрываться и открываться только снаружи.
На что обратить внимание
Все аттракционы поделены на три группы потенциального биомеханического риска, рассказали специалисты контрольных ведомств. К высокой отнесли механизмы, где людей поднимают на высоту больше восьми метров, либо движущиеся со скоростью более 20 метров в секунду. Это, например, колеса обозрения и американские горки. В среднюю категорию попали аттракционы с подъемом на 2—8 метров и перемещением со скоростью 10—20 метров в секунду. В их числе — горки и большие цепочные карусели. Все, что меньше — это третья степень риска. Это касается детских батутов, лабиринтов и каруселей.
Посещая аттракцион, стоит обратить внимание, есть ли у него государственный регистрационный знак, который подтверждает, что он проверен инспекторами Гостехнадзора и прошел оценку технического состояния и безопасности. На знаке указан код региона, четырехзначный номер аттракциона и QR-код.
Стоит взглянуть и на крепления: аттракцион не должен держаться на столбах освещения, ограждениях, деревьях и автомобилях. Должно быть ограждение, которое не позволяет людям попасть к местам подключения к электросети и подвижным механизмам. Все дверцы должны запираться. Нужно изучить и правила использования, которые должны быть на табличке или стенде перед входом.
Обнаружив нарушения, стоит обратиться в территориальный орган Гостехнадзора по телефону или почте, указанным на его сайте.
Читайте также:
Ещё материалы: Дмитрий Григоренко, Татьяна Буцкая