В Госдуму внесен законопроект об участии РАН в экспертизе школьных учебников
Авторами инициативы выступил ряд сенаторов, в том числе спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко
Законопроект: № 621312-8
В Госдуму внесен законопроект об обязательном участии Российской академии наук (РАН) в экспертизе школьных учебников. Авторами инициативы выступил ряд сенаторов, в том числе спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
О внесении законопроекта на рассмотрение палаты 7 мая сообщила глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Ее слова приводятся в соцсети палаты регионов.
Гумерова напомнила, что вопрос об участии РАН в экспертизе учебников обсуждался на заседании Совфеда 24 апреля.
«Валентина Матвиенко поддержала данную инициативу. Соответствующий законопроект был оперативно подготовлен», — отметила сенатор. Соавторами инициативы выступили вице-спикер Совфеда Константин Косачев, зампреды Комитета по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева и Людмила Скаковская.
Документ должен внести изменения в законы об образовании и о Российской академии наук, а также в ряд отдельных законодательных актов. Он закрепляет участие РАН в экспертизе учебников и пособий, которые включаются в федеральный перечень материалов, допущенных к использовании в аккредитованных государством учебных заведениях. Такую экспертизу проводит Минпросвещения России.
Гумерова подчеркнула: от качества учебников зависит уровень образования в целом. Сегодня контроль за их содержанием становится особенно актуальным, поскольку «каждые пять лет происходит удвоение базы научных знаний». Еще одной важной задачей такого контроля сенатор назвала поиск и исправление ошибок, допущенных авторами учебников и пособий.
Сенаторы полагают, что РАН накопила большой опыт научной экспертизы учебников, его надо использовать и в дальнейшем.
Как писала «Парламентская газета», вернуть РАН функцию по экспертизе учебников в феврале этого года поручил Президент РФ Владимир Путин. Глава академии Геннадий Красников обратился за поддержкой в этом вопросе к Совфеду.
Красников отметил, что экспертиза должна носить комплексный характер: обращать внимание в этой работе нужно не только на содержание книг, но и на то, «какое количество предметов в состоянии освоить школьник».
Гумерова заявила «Парламентской газете», что качественные учебники — важнейшая составляющая образовательного процесса.
«Сегодня, когда мы говорим о создании единого образовательно-воспитательного каркаса, безусловно, учебник должен соответствовать этой задаче», — пояснила она.
Гумерова отметила, что во времена, когда РАН занималась экспертизой учебников, академики проделали большую работу по улучшению качества учебников. При этом, она подчеркнула, что закрепление экспертизы учебников за РАН — это «не узурпация прав Академии на выпуск пособий для школы, а рекомендация «высшего уровня».
Скаковская в беседе с «Парламентской газетой» пояснила, что экспертиза учебной литературы Академией наук — не нововведение.
«РАН осуществляла оценку соответствия содержания учебников современным научным представлениям, — указала сенатор. — То есть, в данном случае речь идет не о нововведении, а о возврате к работающему механизму».
Читайте также:
• В РАН рассказали о планах на экспертизу школьных учебников • Гумерова: Без развития науки в регионах нельзя решить вопросы безопасности
Ещё материалы: Лилия Гумерова, Валентина Матвиенко, Константин Косачев, Людмила Скаковская, Екатерина Алтабаева