В Госдуме высказались против изгнания электросамокатов с тротуаров
Федеральные парламентарии считают, что пешеходы и СИМ в состоянии поделить его поровну
Тема: Электросамокаты: новые меры безопасности
Депутаты петербургского парламента подготовили обращение к главе кабмина Михаилу Мишустину с предложениями ограничений для средств индивидуальной мобильности, которые невозможно ввести на местном уровне. Как оказалось, ведомство, которое в Петербурге больше всех беспокоится о жизни и здоровье участников мобильного движения — Следственный комитет, который и выступил с такой инициативой. Поводом послужила неутешительная статистика ДТП с участием электросамокатов. В Москве же считают предложенные меры избыточными.
Регламенты не помогают
Петербургские депутаты из комиссии по транспорту, которую возглавляет Алексей Цивилев, признали, что новые нормы ПДД, касающиеся электросамокатов, которые вступили в силу 1 марта 2023 года, не привели к желаемому результату. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за 6 месяцев 2023 года в стране произошло 1043 ДТП с участием СИМ, в них погибли 12 человек, в том числе один ребенок. Ранения получили 1082 человека, из них 432 — дети. При относительно небольших показателях аварийности отмечен их существенный рост. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП увеличилось на 181,9 процента, число погибших — на 183,2 процента.
В Петербурге проблемой озаботилось региональное управление Следственного комитета. В мае этого года и. о. начальника городского ведомства Олег Бобков направил спикеру Заксобрания письмо с просьбой законодательно закрепить использование СИМ только в отведенных для этого местах: на специально оборудованных площадках, в парках, на велодорожках и на отдельных частных территориях. Такой законопроект составили, сейчас он находится в работе. Но когда его писали, выяснилось, что ряд вопросов можно урегулировать только на федеральном уровне. Поэтому депутаты и подготовили обращение к Михаилу Мишустину.
Они просят запретить использование СИМ несовершеннолетними вне специально оборудованных площадок, предусмотреть полный запрет движения электросамокатов по тротуарам с пешеходами, закрепив возможность перемещаться только по велодорожкам и по дорогам, а также дополнить ПДД запретом ездить на СИМ в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, в том числе под воздействием ухудшающих реакцию и внимание лекарственных препаратов.
Также депутаты считают необходимым ввести обязательное страхование гражданской ответственности владельцев или лиц, управляющих электросамокатами, а регионы наделить полномочиями устанавливать предельное количество арендных СИМ, о чем в начале сентября «Парламентской газете» уже рассказал спикер Заксобрания Петербурга Александр Бельский.
По мнению Алексея Цивилева, других мер воздействия уже не осталось: «Я не раз говорил, что от нас скрывают реальную статистику по происшествиям с электросамокатами. Мы только из больниц узнаем о десятках травм в неделю. История со страховками тоже фиктивная. В приложении одного из агрегаторов предлагают оформить страховку за дополнительную плату в 35 рублей. Я специально сделал запрос, сколько было сделано выплат по страховке. Как оказалось, ни одной. Это еще один момент цинизма», — заявил парламентарий.
Слишком запретительно
Первый зампред Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев согласен, что некоторые петербургские предложения имеют право на жизнь, однако вместе с запретительными инициативами нужен практический механизм их применения: «Прокатные сервисы рассчитаны строго на 18+, однако у компаний обезличенные данные: они не могут идентифицировать детские банковские карты и регистрацию по банковским картам родителей. Если мы установим запрет, что изменится на улицах? Без работающего механизма санкций — ровным счетом ничего. Вот останавливаем на улице 15-летнего, какие наши действия? Задержать и везти в отделение до приезда родителей?» — задался риторическими вопросами парламентарий.
По его мнению, полный запрет движения СИМ по тротуарам является избыточным. Он не нужен в районах, где хватает места и низкая плотность населения, — там люди пользуются самокатами, чтобы добраться до дома и съездить по делам: «Таким подходом мы нивелируем транспортную функцию СИМ, оставляя только рекреационную, но это в корне неверно. Считаю, что регионы могут самостоятельно, используя свои законодательные инструменты, решить этот вопрос».
С чем согласен Павел Федяев, это с тем, что вождение в пьяном виде недопустимо. Но штрафы за это правонарушение действуют и сегодня, хотя доказать, что человек пьян или «под веществами», например, по камерам или по сообщениям прохожих невозможно. «Это работа в ручном режиме: рейд, задержание, медицинское освидетельствование. Кто и как будет ловить нетрезвых самокатчиков? Мне понятно ужесточение в виде более высоких штрафов или других мер наказания, когда такого лихача уже поймали. Но превентивно и массово отлавливать любителей выпить или принимающих сильнодействующие лекарства — у ГИБДД нет никаких ресурсов», — обратил внимание депутат Госдумы.
В будущем, по его сведениям, с этим будет проще, по крайней мере, на прокатных самокатах: уже сегодня пользователи СИМ проходят тесты, которые помогут отследить нетрезвую езду. А что касается страховки, отметил депутат, то для частных самокатов она бы решила многие вопросы.
Читайте также:
• На городских тротуарах предложили выделить зоны для пешеходов и электросамокатов
Ещё материалы: Павел Федяев , Михаил Мишустин