В Госдуме снова заговорили о распределении студентов после вузов
Пока депутаты лишь планируют провести «широкое обсуждение вопроса»
Более половины россиян выступают за возврат к системе распределения выпускников после вузов, выяснили в 2023 году аналитики сервиса Superjob. При этом сами студенты отправляться в далекие деревни и села не хотят, следует из результатов того же опроса. Против такой системы выступили 46 процентов выпускников. Дискуссию, нужно ли вернуться к системе распределения, инициируют в Госдуме в ближайшее время. К чему склоняются депутаты, выяснила «Парламентская газета».
Почти два миллиона выпускников ежегодно
Инициировать в Госдуме публичную дискуссию о необходимости распределения студентов после вуза предложил председатель Комитета палаты по молодежной политике Артем Метелев. Эту тему он поднял после принятия в первом чтении законопроекта о молодом специалисте. Согласно документу, им будут признавать любого человека до 35 лет включительно, вступившего в трудовые отношения с работодателем.
Сейчас в законе уже есть понятие «молодой специалист» — это тот же человек до 35 лет, но завершивший обучение и впервые устраивающийся на работу по профилю. Но, согласно такой формулировке, статус, а значит, и полагающиеся преференции не могут получить, например, работающие студенты, ведь они еще не закончили учебу. Нет у них такой возможности и после получения диплома, ведь на работу они устраиваются не впервые.
«В нашей стране почти 40 миллионов молодых людей, из них 750 тысяч ежегодно выпускается из университетов и еще больше миллиона выпускается из колледжей. Для каждого из них поиск работы — главная задача», — сказал Метелев во время обсуждения законопроекта в Госдуме. При этом для таких молодых людей остро стоят вопросы жилья, социальной поддержки, дополнительного обучения. И когда компании или регионы вводят такую поддержку, это привлекает молодежь, пояснил депутат.
Отучился — отработай
Еще одним видом поддержки молодых людей может стать возвращение системы распределения после вузов, полагает Артем Метелев. «Такой опыт был в Советском Союзе. Периодически эта идея снова становится предметом обсуждений. С учетом интереса парламентариев и общества мы запланируем широкое обсуждение вопроса этой весной с привлечением профильных комитетов», — написал депутат на своей странице в соцсети.
Широкую дискуссию уже в апреле планируют и о смежной проблеме — нехватке кадров. Обсуждаются разные подходы. «Реанимировать командно-административное прошлое с известным распределением или надеяться на личную сознательность и целевой набор в совокупности с мерами стимулирования и поддержки», — рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев. «Если человек сам связывает профессиональное будущее с ключевыми социально значимыми отраслями, такими как образование, здравоохранение, оборона и безопасность, а государство, полагаясь на этот выбор, расходует средства налогоплательщиков на его обучение, то должны быть и справедливые механизмы регулируемой занятости в подобных сферах, исключающие произвольный вопреки законным общественным ожиданиям отказ выпускника от работы по профилю», — считает депутат.
Он отметил, что для введения регулируемой занятости важно иметь четкий перечень таких стратегических отраслей и не лишать выпускника права выбора конкретного места работы по профилю.
От стажировок до льготных кредитов
Для включения пункта о послеуниверситетской практике в договоре на обучение необходимо предварительно создать ряд условий, считает зампред Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов: «Данные о каждом абитуриенте должны быть доступны работодателям. Тогда уже на первых же летних каникулах студент начнет стажировку, которая перерастет в практику, в проектную работу на семинарах и в лабораториях».
Заказчиком такой проектной работы может быть городская больница, сельская школа, спортивный клуб, команда которого играет в Континентальной хоккейной лиге, областной следственный комитет, полагает Наумов.
Кроме того, по мнению депутата, надо стимулировать заключение трехсторонних договоров об углубленном специальном образовании, а успевающим студентам платить стипендию не ниже МРОТ.
«Вот в такой финансовой модели в договоре может быть и пункт о послеуниверситетской практике, увязанной, кстати, и с льготным кредитом от работодателя на покупку молодым специалистом своего дома», — заключил парламентарий.
Проще с инженерами, чем с гуманитариями
Распределение может быть востребовано скорее в инженерных вузах, считает ректор Российского государственного гуманитарного университета Александр Безбородов. А в гуманитарных — внедрить его будет не так-то просто, полагает он.
«Например, учителя средней школы — казалось бы, массовая профессия, но есть вузы Минпросвещения, и, конечно, в первую очередь специалистов будут приглашать оттуда, — сказал ректор. — С другой стороны, многие гуманитарные вузы готовят сегодня штучных специалистов, ожидать, что на них заблаговременно найдется заказчик, тоже не стоит».
Для гуманитарных вузов более приемлемый вариант — целевой набор, который тоже предполагает отработку после обучения. Правда, сейчас целевиков в самом РГГУ меньше одного процента, но еще несколько лет назад их было и того меньше, сказал Безбородов: «Раньше их были единицы, теперь десятки». При этом, по словам ректора, вуз готов набрать до десяти процентов целевиков от всего количества студентов.
Читайте также:
• Молодыми специалистами смогут стать больше выпускников
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.
Ещё материалы: Артем Метелев , Сергей Кабышев, Станислав Наумов , Александр Безбородов