Все о пенсиях в России

14:18Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

13:22Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

вчераНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

В Госдуме предложили ввести ответственность для пассажиров пьяных водителей

А если человека лишили прав за вождение под алкоголем, ему нужно пройти реабилитацию, прежде чем получить удостоверение обратно, считает депутат Бийсултан Хамзаев

29.03.2024 00:00

Автор: Евгения Филиппова

В Госдуме предложили ввести ответственность для пассажиров пьяных водителей
Бийсултан Хамзаев. © Игорь Самохвалов/ПГ

С 1 апреля в силу вступает закон о так называемых «наливайках», и больше чем в двадцати регионах уже выразили готовность ограничить продажу алкоголя в кафе, расположенных в жилых домах. Но предстоит еще многое сделать, считает член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Бийсултан Хамзаев. В пресс-центре  «Парламентской газеты» он рассказал, что работает над законопроектами об ответственности для людей, которые садятся в автомобили с пьяными водителями, и требованиях к тем, кого лишили прав за пьяную езду.

- Бийсултан Султанбиевич, с 1 апреля вступает в силу закон о «наливайках». Регионы получат право запрещать или ограничивать продажу алкоголя в кафе, которые находятся в многоквартирных домах. Многие регионы собираются это сделать?

- Для начала скажу, что это хороший, жизненный закон, который позволяет регионам качественнее защищать здоровье граждан. К тому же это был запрос наших граждан, и мы не могли пройти мимо. Когда я поднял этот вопрос на пленарном заседании, спикер Госдумы дал поручение профильным комитетам по экономике, здравоохранению, по регламенту проработать его. Теперь все полномочия у регионов есть. И наша задача — поработать с ними, чтобы они воспользовались новыми возможностями.

Уже есть договоренность с парламентами больше двадцати регионов, что они внесут изменения в свои законы. Есть и регионы, которые раньше инициировали схожие законопроекты, и понятно, что они, скорее всего, введут ограничения одними из первых. Среди них, например, дальневосточные регионы, Татарстан.

А если в тех регионах, где вопрос «наливаек» стоит остро, не примут решения, будем стимулировать их сделать это. Думаю, через три месяца можно будет оценить, насколько качественно регионы исполняют свои полномочия.

Также 1 апреля вступает в силу закон, который не позволит получать водительские удостоверения людям, которых лишили прав за пьяное вождение, пока срок лишения не закончится. Раньше, если права были изъяты, можно было пойти, сдать экзамен на другую категорию прав и снова сесть за руль. Теперь это будет нарушением закона.

Но нельзя сказать, что принятые законы — это все, что нужно сделать, чтобы решить наши беды, связанные с чрезмерным потреблением алкоголя. Надо двигаться дальше — последовательно и принципиально.

- А что нужно сделать?

- Есть, например, такая коллизия. Права забирают за пьяное вождение на определенное время. И если человек придет забирать их обратно в состоянии алкогольного опьянения, по закону ему не смогут отказать — главное, чтобы он не сел в таком состоянии в автомобиль.

Я считаю, что это неправильно. Должна быть выстроена система. Например, перед тем, как получить права обратно, человек должен пройти месячный курс реабилитации и ресоциализации, с ним должны поработать психолог, нарколог, психиатр. А если возникнет необходимость, определять, может ли человек снова сесть за руль, должен не сотрудник МВД, а нарколог. Это было бы правильной мерой, учитывая количество смертельных ДТП с участием пьяных водителей и рецидивов, когда люди, которых раньше лишали прав за пьяное вождение, снова садятся за руль в невменяемом состоянии.

Например, в Германии человеку, у которого забрали водительское удостоверение, нужно доказать, что он вменяем, прежде чем ему снова разрешат водить. У них это называют «идиотен тест». То есть немцы справедливо считают, что только сумасшедший может сесть за руль пьяным.

Шесть главных вопросов о теракте в «Крокус Сити Холле»

А в Японии, если пассажир сел в машину вместе с пьяным водителем и произошло ДТП или было совершено другое преступление, ответственность несут оба. А у нас такого нет. Я же считаю, если человек сидит рядом с пьяницей за рулем, он должен отвечать.

- Вы планируете внести в Госдуму законопроекты как о реабилитации пьяных водителей, так и об ответственности для людей, которые садятся в машины с пьяными водителями?

- Конечно, я работаю над этим. Более того, скажу, я сторонник того, чтобы такого рода изменения несли консенсусный характер. Например, инициативу об ужесточении продажи вейпов поддержали все фракции. И я благодарен коллегам-депутатам, что по ряду вопросов в сфере защиты здоровья граждан они не только понимают всю степень ответственности перед обществом и угрозы проблем, которые мы поднимаем, но и подключаются к работе и помогают сделать ее качественнее.

Читайте также:

• Путин подписал закон против «наливаек» в жилых домах • Регионы смогут убрать «наливайки» из жилых домов

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.