Пленарное заседание Госдумы

16:22В Госдуме создадут рабочую группу по подготовке кадров в колледжах и техникумах

16:21Для поступающих в колледжи хотят отменить ЕГЭ и ОГЭ

16:19Отели, пляжи и горнолыжные трассы получат «звездочки»

В Госдуме предложили разработать понятный язык предупреждений о чрезвычайной ситуации

Россияне жалуются, что не понимают смысла поступающих на мобильные гаджеты сообщений от МЧС

08.07.2017 00:01

Автор: Геннадий Мельник

В Госдуме предложили разработать понятный язык предупреждений о чрезвычайной ситуации
Коллаж Юрия Паршинцева / Использовано фото Марины Лысцевой/ ТАСС

8 июля вступает в силу закон, обязывающий СМИ и мобильных операторов  оповещать россиян об опасностях при угрозе или возникновении природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, а также при военных конфликтах.

Люди жалуются на спам

Ещё до  начала действия закона ряд мобильных операторов связи добровольно согласились ретранслировать своим абонентам сообщения от МЧС. Своеобразный тест-драйв закона выявил некоторые нюансы, которые нуждаются в законодательном регулировании.

«Если раньше люди вообще не получали никакой предупреждающей информации от операторов связи и СМИ, то сейчас сообщения от МЧС поступают на мобильники непрерывным потоком, — рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин (ЛДПР). — Люди нам жалуются на спам, который идёт со стороны госорганов».

Зачастую сначала приходит смс с предупреждением о порывах ветра в 15 метров в секунду, а через некоторое время новое сообщение — об усилении ветра до 17 метров в секунду и так далее. При этом над головой пользователя услуги связи может быть абсолютно безоблачное небо.

«Мне тоже такие смс приходят часто, и я уже удаляю их, не читая, — поделился с «Парламентской газетой» первый зампред Комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты Александр Малькевич. — Потому что там информация, с которой я не знаю, что делать. Сильные порывы ветра? И что? Как мне поступать?».

О стихии предупредят по радио, ТВ и телефону
В профильном комитете Госдумы считают, что необходимо адаптировать систему оповещения, которая сейчас будет распространена по всей стране, в доступном визуальном формате.

«Надо говорить с людьми человеческим языком, то есть надо объяснить, что такое порыв ветра в 15 метров в секунду, опасно это или нет? — убеждён депутат Деньгин. — Это должно быть сообщение не на 400 знаков из «мудрёных» слов и непонятной людям специфической терминологией. Предупреждать об опасности надо понятным языком с рекомендацией, что делать. Например, «Сильный ветер. Держитесь подальше от лесных массивов».

По словам законодателя, в ближайшее время в рамках комитета планируется «круглый стол» на эту тему. «Мы посмотрим, как будет исполняться закон, какие сообщения будут приходить людям, в каком формате? Будут ли жаловаться россияне на службу, которая готовит короткие сообщения?» — пояснил он.

Проблема коммуникации существует

При этом эксперты настаивают, что сам закон абсолютно своевременный и правильный, в настройке нуждается только язык коммуникации с обществом.

«Очень важно, что в системе оповещения будут задействованы и СМИ, и сотовые операторы, и мессенджеры, — отметил член Общественной палаты Александр Малькевич. — Мы понимаем, что молодёжь, зачастую, редко пользуется средствами массовой информации и сидит только в социальных сетях. Чтобы не повторились последние московские события, когда в результате стихийного бедствия погибли люди, нужно задействовать все каналы для максимально оперативного оповещения людей об опасности».

Однако до людей ещё надо, что называется, достучаться, полагает эксперт.

«Безусловно, сегодня существует проблема коммуникации ряда органов исполнительной власти с населением, — отмечает Александр Малькевич. — Особенно эта проблема видна в общении с той аудитории, которая живёт в новых медиа. За пределами Москвы и Санкт-Петербурга у нас нет специалистов, которые могли бы общаться с подрастающим поколением через соцсети и мессенджеры».

По его мнению, следующий этап дискуссии о системе оповещения — это разработка предложений о том, как «запаковывать» сигналы тревоги, чтобы они «дошли» до адресата.

«Скажем, вполне возможно разработать пакет стикеров для Telegram или МЧС-смайликов для Viber, — предложил эксперт. — Это, на первый взгляд, смешно звучит, но очень актуально. Правда, не все, наверное, к этому готовы».

Какой-нибудь суровый человек в погонах может сказать: «Ещё чего! Мы жизни спасаем, а не в игры играем!»

Цветовая индикация

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич считает, что в Интернете и СМИ и без того есть большое количество подробных разъяснений о видах опасности, которые могут подстерегать людей в непогоду, и как при это необходимо действовать.

«Кто захочет, тот найдёт в Сети, чем опасен порыв ветра в 18 метров в секунду», — подчеркнул он.

К тому же МЧС для упрощения системы предупреждения населения о сложных погодных условиях и чрезвычайных ситуациях широко использует цветовую индикацию степеней опасности.

Система, основанная на цвете, распространена во многих странах мира. Она больше привлекает к себе внимание и проще в восприятии, чем предупреждения с описаниями грядущих сложностей. Оценить степень опасности по цветовой шкале очень просто, так как её цвета похожи на цвета светофора: зеленый — все в порядке, желтый и оранжевый — будьте осторожны, красный — у вас проблемы.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 3239