В Госдуме предлагают создать систему санаторно-курортного отдыха учителей
Это могло бы стать лучшим подарком для педагогов к их профессиональному празднику
Фото: ПГ/Владимир Афанасьев
Согласно «майским указам» Президента России Владимира Путина зарплата школьных учителей к 2018 году должна составить 100 процентов от средней зарплаты по региону. Накануне отмечающегося Дня учителя парламентарии рассказали «Парламентской газете», насколько добросовестно выполняется это поручение главы государства и какие ещё меры поддержки нужны педагогам.
Зарплаты, и не только
«По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), в подавляющем большинстве регионов указ президента о повышении оплаты педагогического труда не исполняется, — сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ). — Позицию КПРФ по этому вопросу мы изложили в законопроектах «Об образовании для всех» и «О статусе педагогического работника». Наше предложение заключается в том, что зарплата в детских садах, школах и в дополнительном образовании должна быть не ниже средней не только по региону, но и по Российской Федерации.Тогда такого дикого неравенства в их доходах, как сейчас, не будет».
При этом, по мнению депутата, достойную зарплату педагог должен получать за одну ставку. «Сейчас, если верить ОНФ, нагрузка учителя составляет по 30 часов в неделю, а должна быть 18 часов», — пояснил он.
На то, что во многих регионах учителя получают обозначенную президентом зарплату не за одну ставку, а за две, указала и член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова («Единая Россия»).
«И это при том, что сейчас для них психологически сложное время, — сказала парламентарий. — Государство развивает систему образования, вводит очень много новых методик, к которым наши учительские кадры не всегда готовы: чем старше педагог, тем тяжелее ему осваивать те же компьютерные технологии. А вот приток молодых специалистов в профессию по-прежнему недостаточен».
Кроме того, по мнению законодателя, на педагогов довольно серьёзное давление могут оказывать родители. «Нередко родители вообще снимают с себя обязанности по воспитанию ребёнка и перекладывают ответственность за это на учителей», — пояснила она.
По словам Алёны Аршиновой, в настоящее время необходимо позаботиться о системе санаторно-курортного отдыха педагогов. «Насколько я знаю, в настоящее время путёвки распределяются через профсоюзы образования, и я ещё не встретила ни одного педагога, которому бы такую путёвку дали, — констатировала депутат. — Эту систему надо полностью перестраивать. От физического и психологического состояния учителей, без преувеличения, зависит будущая жизненная траектория наших детей».
Государство развивает систему образования, вводит очень много новых методик, к которым наши учительские кадры не всегда готовы: чем старше педагог, тем тяжелее ему осваивать те же компьютерные технологии. А вот приток молодых специалистов в профессию по-прежнему недостаточен.
Одним из методов решения этой проблемы, по мнению члена думского Комитета по образованию, может стать приравнивание педагогов к госслужащим — со всеми вытекающими отсюда льготами. «Есть служащие, которые работают на государство. Но ведь учителя также выполняют государственную миссию», — сказала она.Отдельного внимания законодателей требует и система справедливого поощрения учителей. Так, Алёна Аршинова сообщила, что готовит законопроект, призванный защитить трудовые права педагогов, работающих над организацией и проведением государственной итоговой аттестации (ГИА) за 9-й класс. «По закону, за участие в проведении и организации ЕГЭ учителя имеют право на выходной день или денежную компенсацию, однако за ГИА таких гарантий им никто не даёт, — пояснила парламентарий. — И это нужно исправить. Тем более что учеников, сдающих ГИА, больше, чем тех, кто сдаёт ЕГЭ».
Престиж профессии нужно повышать
В настоящее время по поручению Владимира Путина в Минобрнауки работают над созданием национальной системы учительского роста. Это ноу-хау даст учителям новые возможности для развития карьеры. Если сегодня продвижение по службе педагогов строится по большому счёту «административно» и у них есть возможность «дослужиться» только до завуча или директора, то в будущем список должностей, за которые придётся побороться, может пополниться так называемыми горизонтальными позициями — старшим и ведущим учителем. Сегодня в этом смысле возможности школьных педагогов оказались урезаны не только по сравнению с их коллегами из высшей школы, но и с воспитателями детсадов, которые могут дослужиться до старшего воспитателя. Также новая система позволит методом аттестаций устанавливать уровень профессионализма учителей.
А первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова уверена в том, что престиж профессии учителя можно поддерживать и другими методами, в том числе через средства массовой информации. «Труд учителя должен стать уважаемым, — пояснила сенатор. — И способствовать этому может целый ряд факторов. Да, нужно думать о дальнейшем повышении зарплаты педагогов, изменении концепции подготовки кадров. Но важную роль здесь должна играть, в хорошем смысле слова, и пропаганда важности учительского труда. Настоящий учитель — это не просто мел, доска и определённый набор знаний. От того, что педагог будет сеять в умы наших ребят, зависит будущее нашей страны».
По словам сенатора, сейчас легко получают огласку какие-то скандальные истории, случающиеся в классах. «Когда же обычному учителю небольшой сельской школы удаётся подготовить призёра олимпиады международного масштаба, это, как правило, остаётся незамеченным», — посетовала Лилия Гумерова.
«Очень помогут рассказы о талантливых учителях в СМИ, информационная поддержка их труда, — подчеркнула парламентарий. — Учитель — это человек, в котором нуждается Россия, человек, которого мы должны беречь и всячески ему помогать».
Ещё материалы: Олег Смолин, Алёна Аршинова, Лилия Гумерова