В Госдуме предлагают поднять зарплату преподавателям и сократить бюрократическую нагрузку на них
Приоритетная роль учителя и наставника должна стать стержневой идеей Стратегии развития образования

На «правительственном часе» в Госдуме состоялось первое публичное обсуждение Стратегии развития образования в России. После него председатель палаты Вячеслав Володин поручил подготовить постановление с предложениями парламентариев о доработке документа. Его обсуждение запланировано на пленарном заседании 18 февраля. Глава Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев рассказал «Парламентской газете», что следует отразить в стратегии и какие предложения есть у комитета.
- Сергей Владимирович, как прошло обсуждение стратегии?
- Это было ее первое общественное обсуждение, Стратегия развития образования должна обеспечить конкурентоспособность нашей системы образования. Участники «правительственного часа» назвали стратегической целью высшего образования его качество, важнейший показатель которого, на мой взгляд, — способность выпускника университета самостоятельно принимать ответственные профессиональные решения.
Все выступающие отметили, что основной идеей стратегии должна стать центральная роль учителя и наставника. Эту важнейшую ценностную установку необходимо наполнить реальным содержанием.
Говоря о приоритетной роли педагога, нельзя обойти вниманием цифровизацию образования. Подлинное образование происходит в межличностном общении, оно не может быть бездушным и бездуховным. Педагог учит думать, воспитывает своим примером. Профессиональный опыт, знания, авторитет не заменить самыми совершенными артефактами. Поэтому цифровые и дистанционные форматы обучения могут быть только вспомогательными.
- Депутаты готовят свои предложения для доработки проекта стратегии. Какие предложения есть у Комитета по науке и высшему образованию?
- Мы предлагаем включить в стратегию положения о совершенствовании системы научно-методического обеспечения подготовки кадров, ликвидации схем фиктивной переподготовки педагогов, развитии института учебно-методических объединений. Нужно привлекать работодателей к формированию содержания стандартов образования с учетом результатов научных исследований, развивать социальное партнерство работодателей и профессиональных образовательных организаций, установить налоговые и иные льготы работодателям, финансирующим подготовку кадров за счет собственных средств.

Пришло время актуализировать программы подготовки в региональных вузах, а при внедрении новой системы высшего образования увеличить базовые нормативы затрат. Мы также предлагаем развивать систему воспитания в высшей школе в единстве с образованием, что предполагает развитие института наставничества.
Важно обеспечить преемственность и взаимосвязь всех уровней образования. При этом важно придерживаться принципа: «Обновляя систему, не обнуляем права». Любые меры не должны приводить к ухудшению правового положения граждан, получивших высшее образование на прежних условиях.
- Что нужно сделать, чтобы поднять престиж труда педагога?
- Во-первых, нужно существенно, на деле, повысить реальный уровень оплаты их труда. Замечу, уровень, определенный президентом как двукратная величина средней зарплаты в регионе, причем в расчете на одну ставку, далеко не везде обеспечивается. Кого мы обманываем накруткой ставок в статистике? Педагог должен учить и еще сам учиться, а не сводить концы с концами.
Повышение зарплат связано с изменением механизма подушевого финансирования в образовании, которая явно вредит качеству. Сначала вузы принимают абитуриентов, не имеющих должного уровня подготовки, а потом держатся за них даже при неуспеваемости, стремясь сохранить финансирование. Куда это годится?

Во-вторых, вузовские преподаватели должны иметь стабильную занятость, уверенность в завтрашнем дне. Однако практика заключения краткосрочных трудовых договоров в высшей школе сохраняется, несмотря на позицию Конституционного суда и изменения в законодательстве.
В-третьих, жилье. В законе об образовании заложено право педагогических работников, нуждающихся в жилье, получить его во внеочередном порядке по договору социального найма. Несмотря на обращение Совета Госдумы к председателю Правительства, конкретный механизм реализации этого права отсутствует. Так не может продолжаться. Подготовлен законопроект, обязывающий Правительство определить способы приоритетного обеспечения педагогов жильем. Давайте заложим эту нормативную базу и определим в стратегии шаги по ее реализации.
В-четвертых, необходимо сокращать бюрократическую нагрузку на преподавателей. Существующий объем отчетности воспринимается педагогами как признак недоверия к ним, дает поводы для придирок, не имеющих отношения к сути образования. Нужно принципиально менять ситуацию. Давайте наконец оставим педагогов в покое и дадим им заниматься своим делом.

Ещё материалы: Сергей Кабышев