В Госдуме поддержали передачу академикам экспертизы учебников
Ко второму чтению сенаторского законопроекта к проверяющим учебные пособия могут добавить и Российскую академию образования
Школьные учебники должны обязательно проходить экспертизу в Российской академии наук. Так считают в Совете Федерации, где и подготовили соответствующий законопроект. Документ могут рассмотреть на одном из ближайших пленарных заседаний Госдумы. А 10 июня его единогласно поддержали в профильном комитете нижней палаты парламента.
Новые пункты
Подготовленный законопроект дополняет часть 6 статьи 18 Закона «Об образовании» — «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы» — словами об участии РАН в экспертизе учебников и пособий, включенных в федеральный перечень изданий, рекомендованных для школ с госаккредитацией.
А в часть 1 статьи 7 Закона «О Российской академии наук» — «Основные задачи и функции Российской академии наук» — новый пункт 3.1 об экспертизе учебников и пособий. Сейчас там говорится только об участии РАН в экспертизе научно-технических программ и проектов.
Не только читать, но и писать
До 2019 года РАН имела право участвовать в экспертизе учебников и пособий, напомнила «Парламентской газете» зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, соавтор законопроекта Людмила Скаковская: «Очевидно, что накопленный опыт необходимо использовать и в дальнейшем».
Но рассматривая документ перед первым чтением в Госдуме, депутаты обратили внимание, что такое право было не только у Российской академии наук, но и у Российской академии образования. На это указал первый зампред Комитета по просвещению Михаил Берулава: «Так почему же РАН возвращают такое право, а РАО нет?».
«Такая поправка может быть внесена перед вторым чтением документа, — не исключила зампред Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре, соавтор законопроекта Екатерина Алтабаева, которая представляла документ депутатам. — Однако этот вопрос требует дополнительной проработки».
Расширить надо и полномочия самих академиков, считает председатель профильного комитета Госдумы Ольга Казакова: «Представляется целесообразным участие РАН не только в экспертизе, но и в создании учебников, потому что это люди, которые владеют предметом на самом высоком научном уровне».
Не узурпация, а рекомендация
Учебники имеют огромное значение в современной системе образования, согласна с коллегой Людмила Скаковская: «Сегодня, когда каждые пять лет происходит удвоение научного знания, контроль за соответствием содержания учебной литературы становится особенно актуальным».
Такое понимание есть и у президента, который поддержал идею экспертизы школьных учебников РАН, и у членов профильного комитета Совфеда, которые еще два года назад предложили передать академии такие полномочия в части учебников по предметам, «играющим ведущую роль в формировании мировоззрения и гражданского самосознания обучающихся», подчеркнула Скаковская.
При этом академия не одна будет оценивать качество учебников, уже отмечала председатель профильного комитета Совета Федерации, еще один соавтор законопроекта Лилия Гумерова. «Закрепление экспертизы учебников за РАН — это не узурпация прав академии на выпуск пособий для школы, а рекомендация «высшего уровня»», — поясняла сенатор «Парламентской газете».
Читайте также:
Ещё материалы: Людмила Скаковская, Михаил Берулава , Екатерина Алтабаева , Ольга Казакова , Лилия Гумерова