В Госдуме нашли способ сохранить граффити на домах
Правила размещения арт-объектов и муралов хотят закрепить законом
Сегодня в российском законодательстве нет ответа на вопрос, где разрешено наносить уличные рисунки, каких они должны быть размеров, что можно изображать на фасадах зданий. Зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева и глава думского Комитета по молодежной политике Артем Метелев разрабатывают проект закона, который обяжет местные власти закрепить правила размещения муралов и других арт-объектов. «Парламентская газета» разбиралась, что дадут предлагаемые нормы художникам и как может измениться облик городов.
Бумага — не кирпич: как появляются современные фрески
Муралы (большие произведения живописи на стенах архитектурных сооружений) и другие инсталляции депутаты предлагают вынести в отдельный вид искусства, требующий буквы закона на федеральном уровне. Сейчас власти каждого города сами придумывают, как регулировать стрит-арт. В результате в регионах, где есть постановления, художники рисуют и видят результаты своих трудов каждый день, а там, где нет местных норм, уличные картины погибают, как только появляются на поверхности домов.
«Нужно установить как минимум обязанность в органах местного самоуправления принимать и размещать правила уличного искусства. Методические рекомендации для местных властей должны быть закреплены на федеральном уровне. Это позволит упростить процесс согласования стрит-арта. В Москве, например, система согласования тяжелая, но понятная. В других регионах люди вовсе не знают, куда идти, где получать разрешение», — рассказала Светлана Разворотнева «Парламентской газете».
Чтобы нарисовать произведение на фасаде дома, столичному художнику сначала нужно свериться с перечнем тем, утвержденным городскими властями. В него входят «выдающиеся личности», исторические события, наука, спорт, искусство. Все остальные тематики не пройдут ни под каким предлогом. На изображении не должно быть нецензурных слов, оскорбительных образов, сравнений и выражений, затрагивающих пол, расы, национальности, профессии, возраст, флаги, гербы, гимны, религиозные символы, памятники истории и культуры народов Российской Федерации и мира, а также объекты культурного наследия, которые включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Не должно быть рекламы, в том числе социальной, или того, что призывает к насилию, жестокости, совершению преступления, в том числе несовершеннолетних, а также порочит честь и достоинство людей или компаний, пропагандирует алкоголь, табак, наркотики и их употребление, дискредитирует родителей и воспитателей.
Вместе с заявлением в Департамент жилищно-коммунального хозяйства граффити-художнику необходимо предоставить паспорт, дизайн-проект будущего мурала с подробными характеристиками: от высоты и ширины самого рисунка до технического заключения о состоянии стены, в том числе адрес, описание техники исполнения и способа удаления, когда пройдет 5 лет со дня нанесения изображения. Далее — заручиться поддержкой собственников нежилого дома и в течение месяца ждать одобрения от шести департаментов мэрии, которые отвечают за городское имущество, культуру и культурное наследие, архитектуру и рекламу, и от префектуры округа, где творец намерен создать городскую фреску.
Как ранее писала «Парламентская газета», если стрит-арт-художник получает положительный ответ от всех инстанций, то он может приступать к делу только с апреля по 1 ноября при температуре не ниже +10 градусов. Времени не так много: если площадь стены до 500 квадратных метров — дают одну неделю на исполнение задуманного, если до тысячи квадратов — две недели, больше тысячи — уже три недели. В течение пяти дней после завершения работы граффити должен принять ряд ведомств в присутствии самого художника. Если им что-то не понравится, на устранение замечаний дадут всего 10 дней.
Кто должен отвечать за разрисованные стены
Депутаты предлагали регулировать масштабные работы, размещенные на стенах жилых комплексов, Градостроительным кодексом. Но, по словам авторов законопроекта, Минстрой не поддержал такую идею и дал отрицательный отзыв по инициативе. Парламентарии продолжают искать компромисс.
«Мы предлагали заместителю министра строительства Алексею Ересько внести изменения в национальный проект «Жилье и городская среда» — добавить в перечень лучших практик раздел, связанный с уличным искусством. Но Минстрой настроен на то, чтобы регулировать муралы правилами благоустройства. Я не уверена, что их стоит относить к благоустройству. Законопроект придется немного переделать», — объяснила Разворотнева «Парламентской газете». Зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ считает, что регулировать уличное искусство лучше всего без закона, в рамках нацпроекта, тем более положительные примеры в других сферах уже существуют.
«Благоустройство как было муниципальным полномочием, так и осталось. Когда появился федеральный проект формирования комфортной городской среды, он законодательство не менял, но определенные правила через методические рекомендации, в том числе Минстроя, задал. Конкурсы, индекс качества появились благодаря нему. Все вместе сработало так, что у нас в городах стали появляться цивилизованные уличные пространства, люди участвуют в их создании — выбирают, мониторят, как реализуются проекты», — дополнила Светлана Разворотнева.
Как изменится город благодаря настенной живописи
Профессор международной академии архитектуры, руководитель направления «Архитектура города» ИОН РАНХиГС Марианна Маевская рассказала «Парламентской газете», что было бы правильным установить единую законодательную систему, которая регламентирует художественные практики в современном городе. Однако, по ее словам, сначала нужно выработать универсальные критерии, которые подойдут для любого населенного пункта.
«Нужно зафиксировать четкие критерии: в каких местах уместны муралы, соотнести их с характером той архитектуры, на которой это можно или нельзя делать. Для этого нужно прописать конкретные квалификации людей: кто и за что отвечает. В свое время в поздней советской архитектуре были худсоветы, которые принимали решение о том, можно ли рисовать на фасадах», — сообщила эксперт.
Маевская отметила, что, вероятно, это будет непростой порядок утверждения, но без единой системы регламентации не обойтись. В ней должно быть подробно описано, чем отличается простая надпись на заборе от высокохудожественного произведения. Специалист выразила мнение, что согласовывать рисунки должны местные власти с опорой на федеральные нормы. По ее словам, важно соотнести масштаб того или иного арт-объекта с градостроительной значимостью места, поскольку его визуальные перспективы могут влиять на вид всего района или города.
«Главное, чтобы за использование средств стрит-арта или мурализма не следовало наказание, как за вандализм. Это необходимо обозначить достаточно прозрачно, иначе система рекомендаций работать не будет», — подчеркнула ученый.
Профессор добавила, что главный плюс уличного искусства в том, что с его помощью можно недорого разнообразить и раскрасить пространство современных городов. Муралы будут наиболее востребованы в районах с типовой жилой застройкой и на промышленных территориях.
Граффити-художник, рисующий под псевдонимом Rasko One, сказал «Парламентской газете», что такой законопроект необходим и еще больше нужны стены для рисования — их катастрофически не хватает.
«Нет ни одной свободной стены. Хотелось, чтобы мое граффити все-таки оставалось на какое-то количество лет, а не закрашивалось коммунальщиками почти сразу же», — добавил граффитист.
Читайте также:
• Из песни автора не выкинешь: как защитить право на свое произведение
Ещё материалы: Светлана Разворотнева , Артем Метелев