В ЦБ обеспокоены ростом продаж пожилым сложных финансовых продуктов
Источник: Прайм
Продажи структурных финансовых продуктов россиянам в возрасте старше 60-70 лет с 1 октября 2021 года начали расти, эта ситуация вызывает беспокойство. Об этом заявил первый заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин, передает Агентство экономической информации «Прайм».
В июне 2021 года в России вступил в силу закон, ограничивающий продажу сложных финансовых продуктов, в частности структурных облигаций и внебиржевых производных финансовых инструментов, неопытным инвесторам — физическим лицам до прохождения тестирования. Без его прохождения неквалифицированный инвестор сможет приобрести наиболее простые и наименее рискованные инструменты, например акции, включенные в котировальные списки, государственные ценные бумаги РФ (ОФЗ), ипотечные облигации.
«Вы помните, что в 2021 году мы очень активно противодействовали продажам структурных продуктов неквалифицированным инвесторам, в первую очередь тем из них, которые являются достаточно взрослыми гражданами», — сказал первый зампред ЦБ, выступая на конференции «Финансовый рынок — 2022».
По его словам, после того как с 1 октября неформальное ограничение на продажу структурных финансовых продуктов неквалифицированным инвесторам было снято, она начала резко расти.
«Мы видим, что значимая доля этих продаж приходится на граждан, возраст которых превышает 60 или даже 70 лет, и при этом это пятилетние продукты, которые невозможно прекратить на более раннем сроке», — отметил Чистюхин.
Можно предположить, что это вера отдельных профессиональных участников в долгожительство инвесторов и в то, что взрослые люди понимают специфику приобретаемых ими финансовых продуктов, добавил он. «Но, конечно, нас эта ситуация начинает серьезно тревожить, и мы будем на эту тему внимательно смотреть», — сказал первый зампред Центробанка.
Читайте также:
• Вклады малоимущих предложено защитить повышенной процентной ставкой
Ранее в Банке России предложили способ избежать появления на рынке финансовых продуктов, несущих разочарование и потерю денег для людей. Регулятор также предлагает вести мониторинг продаж нового продукта, чтобы на ранних стадиях выявлять проблемы и вносить необходимые коррективы. По мнению регулятора, это предотвратит продажу продуктов, которые не несут явной пользы потребителю, а предназначены только для извлечения максимальной прибыли финансовыми компаниями. Однако главным вопросом остается выбор модели оценки и степень вовлеченности в нее регулятора.