В Ассоциации туроператоров объяснили, зачем турбизнесу эскроу-счета
В представленном для общественного обсуждения в декабре 2021 года законопроекте «О туризме и туристической деятельности в РФ» Ростуризм предложил ввести механизм страхования турпродуктов по аналогии с рынком недвижимости — эскроу-счета. Если документ примут, продавшая тур компания не получит деньги, пока люди не вернутся с отдыха. О значении этого нововведения в интервью «Парламентской газете» рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
В законопроекте предложены два инструмента защиты туристов, отметила эксперт. Во-первых, это отчисления в специальный фонд в виде некой фиксированной суммы за каждого туриста. Из этого фонда будут производиться выплаты за несостоявшиеся не по вине туриста поездки, а также будут оплачиваться вывозы туристов, объяснила Майя Ломидзе.
«Нам представляется важным и справедливым введение принципа возврата не полной стоимости турпакета, а некой фиксированной суммы, — сказала исполнительный директор АТОР. — Большая часть стоимости тура, от 40 до 60 процентов, это цена авиабилета. Её туроператор оплачивает в любом случае, при этом, когда он банкротится, перевозчик никогда не возвращает эти деньги. Получается, что оператор должен из своих денег выплатить человеку неустойку — денег на это ни у одной компании не хватит».
Второй механизм защиты клиента — эскроу-счета, на которых деньги туристов замораживаются и поступают туропреатору только после возвращения человека из поездки. Если за время с момента оплаты тура и до поездки что-то произошло с туроператором, турист получает все деньги обратно. «Но для компании это означает полное отсутствие оборотных денег, за счёт которых она живёт», — прокомментировала Ломидзе.
Эскроу-счета, по её мнению, могут подойти небольшим или нишевым оператором, причём от этого определения не зависит стоимость продукта — он может быть достаточно дорогим. «Мы предполагаем, что этот инструмент мало кто выберет, ведь в законопроекте предоставляется возможность выбора способа защиты клиента, — добавила эксперт. — В любом случае, у туриста должна быть полная ясность, что он получит, если компания, которой он доверил свой отдых, вдруг перестанет существовать».