В 2020 году зарплата учителей в регионах может стать выше
В Совете Федерации предлагают установить единые принципы оплаты труда педагогов
Более чем в 40 процентах регионов страны зарплата учителей не превышает 15 тысяч рублей, при этом суммы ежемесячных выплат в субъектах различаются в шесть раз. Это происходит потому, что в России нет единых принципов оплаты труда педагогов. Исправить ситуацию хотят и законодатели, и Правительство. Как? Эту тему обсудили эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты».
О выравнивании выплат речь не идёт
Диапазон окладов за норму в 18 часов педагогической работы еженедельно в стране очень широкий — по данным исследования Минпросвещения и Общероссийского профсоюза образования, самой низкой оказалась зарплата учителей в Мордовии — 3,6 тысячи рублей, самой высокой — в Приморском крае, где выплата составляет 22,3 тысячи рублей. Дело в том, что сейчас вопрос нормирования оплаты учительского труда фактически осуществляет субъект, напомнил зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.
«Дифференциация происходит из-за отсутствия единого нормирования в отрасли. Конечно, такая ситуация не способствует привлечению новых кадров в школы — более того, учителя в регионах сегодня стремятся переехать в крупные города, чтобы получать большую зарплату», — пояснил сенатор.
Существенные различия и по средним зарплатам — по данным Росстата за январь-сентябрь 2019 года, в среднем учителя получают 40 тысяч рублей в месяц. При этом самая высокая зарплата на Чукотке (99 тысяч рублей), самая низкая — в Северной Осетии (22 тысячи). Но этот показатель в субъекте складывается из расчёта зарплат педагогов во всех школах — крупных, где есть значительное количество средств по подушевому финансированию, и небольших, в которых объём фонда оплаты труда значительно меньше.
«Когда в нормативных актах не закреплён минимальный размер зарплаты за норму педагогической нагрузки, за одну и ту же академическую нагрузку учителя будут получать разные суммы», — отметил законодатель. При этом каждый специалист реализует единый федеральный государственный образовательный стандарт, подчеркнул Смирнов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Земский» учитель получит миллион рублей подъемных»
В этой связи сенаторы решили обратиться в Правительство, чтобы кабмин проработал вопрос об установлении единой отраслевой системы оплаты труда педагогических работников, сказал он. «Вопрос об уравнивании зарплат мы не ставим — дифференциация может быть, но она должна быть разумной. Мы считаем, что должен быть гарантирован минимальный размер зарплаты за норму педагогической нагрузки», — добавил парламентарий.
Эксперты инициативу разделяют — по словам замдиректора Института образовательной политики «Эврика» Натальи Шадриной, стимулирующие выплаты должны способствовать росту профессиональной квалификации педагогов, поэтому в этой сфере также должны быть выработаны единые принципы для всей страны. Сейчас схемы везде разные — в некоторых регионах стимулирующие выплаты предусмотрены, к примеру, за участие педагога в общешкольных мероприятиях или за полив цветов. «Это никак не связано с повышением квалификации», — отметил Виктор Смирнов.
Как поясняла ранее глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, сенаторы прорабатывают предложения, которые позволят педагогам получать зарплату не ниже средней по своему региону. «Есть поручение председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко изучить эту проблему, почему в некоторых регионах не выполняются майские указы президента по направлению увеличения зарплаты педагогов», — сказала сенатор.
Подходы к аттестации предлагают изменить
Среди других проблем отрасли эксперты указывают на не всегда справедливую процедуру аттестации: есть регионы, в которых число учителей высшей квалификационной категории превышает 65 процентов, а качество образования оставляет желать лучшего, говорит председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. «Необходимо пересмотреть подходы к аттестации и сформировать их по принципу взаимосвязи с качеством образования», — полагает он.
Кроме того, усугубляется отток молодых кадров из школ, продолжила председатель национального родительского комитета России Ирина Волынец, — по самым скромным оценкам, общеобразовательным учреждениям страны не хватает около 15 процентов учителей. В первую очередь — преподавателей иностранных языков. По мнению Виктора Смирнова, выпускникам выгоднее заниматься переводами в Интернете, чем преподавать в школах.
Этой проблемой озаботились и в Минпросвещения: ведомство 8 декабря направило в Минтруд предложение о повышении зарплат учителей. «Минпросвещения направило на рассмотрение в Минтруд России предложения по возможным сценариям обеспечения роста заработной платы педагогических работников, а также соответствующие расчёты в дополнительной потребности бюджетных средств на указанные цели», — говорится в документе.
Сенатор отметил, что в Совете Федерации рассчитывают на поддержку Правительства по созданию общей для всей страны системы оплаты труда учителей. «Надеюсь, что благодаря совместным усилиям законодателей и исполнительной власти ситуация с зарплатами педагогов может измениться уже в 2020 году», — заключил Смирнов.