Узнать о подробностях тура можно будет в электронной путевке
Путешественникам хотят гарантировать, что их деньги не уйдут на сторону
Единая информационная система электронных путевок должна появиться в России с 1 сентября. В базе будут храниться сведения о приобретенных турпродуктах, чтобы путешественники могли в реальном времени отслеживать статус купленных туров, что, как считается, должно повысить прозрачность турбизнеса и гарантии его клиентов. «Парламентская газета» изучила новую систему.
QR-тур
Закон, усиливающий защиту интересов потребителей туристических услуг, вступит в силу 1 сентября. По нему в стране должна заработать единая информационная система электронных путевок, в которой будет отображаться информация о приобретенных турпродуктах. В законе, как рассказал глава Комитета Госдумы по туризму Сангаджи Тарбаев («Новые люди»), прописаны случаи наступления ответственности туроператора и турагента за нарушение запрета на продажу путевок без формирования ее электронной версии. Если компания трижды за три месяца нарушит правила, ее могут исключить из реестра туроператоров, отметил депутат.
Оператором системы будет Ростуризм, на сайте которого уже появился соответствующий раздел. Сведения из него сможет получить заказавший тур путешественник, причем данные должны обновляться в режиме реального времени, рассказал «Парламентской газете» вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.
«Турист должен видеть статус приобретенного продукта и расходы, которые несет компания: на покупку авиабилета, бронь отеля и так далее — это должно дать человеку гарантию, что деньги не ушли на сторону», — объяснил эксперт.
Все данные о турпродукте должны быть доступны гражданам в виде QR-кода, который продавец формирует при заключении договора. Отсканировав его, можно получить всю информацию о путешествии.
Читайте также:
• В АТОР объяснили, можно ли вернуть деньги за испорченный отпуск в регионах с «повышенной террористической угрозой» • В Крыму предлагают возродить плановый пешеходный туризм
Когда откроют базу
Система «Электронная путевка» создается за счет бюджета страны, хотя в первоначальной версии законопроекта было записано, что ее разработают за счет взносов туроператоров, отметил Сангаджи Тарбаев. С туристов плата за эксплуатацию и развитие системы взиматься не будет.
Однако турагентства все же понесут расходы за подключение и работу в системе, считает Юрий Барзыкин. Им, по его словам, придется как минимум нанять оператора, который будет загружать данные в базу, разбираться в причинах возможных сбоев, восстанавливать работоспособность, в общем, заниматься системным администрированием.
«У крупных туроператоров подобные свои системы уже есть — на сайте клиент может отслеживать статус своего тура. Кроме того, с 2024 года планируется запуск цифровой платформы услуг, то есть еще одной системы, куда нужно будет передавать информацию, — рассказал Барзыкин. — Небольшие турагентства имеют ограниченный штат сотрудников, для них новая ставка обернется дополнительными расходами».
И все же наличие новой инфосистемы лучше, чем ее отсутствие. Это как минимум улучшит информационно-статистический учет, позволит узнавать, куда любят ездить на отдых россияне и сколько это стоит. На странице системы на сайте Ростуризма уже появилась кнопка «Проверить путевку», но при нажатии на нее пока всплывает окно с сообщением, что проверка электронной путевки будет доступна в ближайшее время.
Попасть в базу можно будет с помощью пароля от портала госуслуг или по данным путевки, говорится в инструкции к сервису. В качестве обязательных полей для заполнения оператором отмечены данные о заказчике и путешественнике, поставщике турпродукта и его оплате, а также общие сведения. Указать в обязательном порядке следует и услугу по проживанию, а также одну из опций перевозки — авиаперелет или железнодорожное сообщение.
Ещё материалы: Сангаджи Тарбаев