Уральский механик двинул техническую революцию
Тема: Год науки и технологий
Фото: Общественное достояние
Ещё в первом веке учёные умы пытались приспособить энергию пара для облегчения ручного труда. Но за полторы тысячи лет ничего, кроме опытных образцов, никто так и не создал. Первый универсальный паровой двигатель, который реально трудился на производстве, изобрёл русский механик Иван Ползунов.
Он родился в Екатеринбурге, рос в окружении заводов и с детства тяготел к технике. К 20 годам он уже стал высококлассным специалистом в горном и металлургическом деле. Изучая теорию, он много времени уделял и практике, просился сам на время поработать в разных цехах, ставил опыты.
В то время почти все механические установки на заводах работали за счёт энергии воды, из-за чего предприятия располагали только на берегах рек, вдали от рудных месторождений. Ползунов задумал сделать машину, которая бы «отвязала» заводы от водоёмов.
За основу он взял пароатмосферную машину Ньюкомена, которую использовали в Европе для откачки воды из шахт. Она могла лишь поднимать воду, у неё был только один цилиндр с поршнем, так что она работала рывками. Ползунов переработал эту модель и добавил второй цилиндр, благодаря чему ход машины стал плавным. Поршни поднимались паром, а опускались за счёт атмосферного давления.
Это был первый в мире двигатель, способный непрерывно качать, например, воздуходувные мехи на плавильных заводах. Более того, никто до того времени не придумал, как обойтись без гидравлического привода, а Ползунов это смог, совершив огромный прорыв в области паровой энергетики и дав колоссальный толчок технической революции.
Проект машины Ползунова мощностью 1,8 лошадиных силы был готов уже в 1763 году, — изучив его, Екатерина II пожаловала механику 400 рублей. Двигатель задумывался металлическим — это тоже было ново, до этого все механизмы были деревянными. Чтобы обточить литые детали, Ползунову пришлось сконструировать токарный станок. Ещё одно оригинальное изобретение мастера — автоматическое питание котла. Мечтой Ползунова было сделать полностью автономное устройство, которое вообще исключало бы ручной труд. Такая машина была готова к декабрю 1975 года, а в эксплуатацию её запустили через полгода. Её мощность была невероятной для того времени — 32 лошадиных силы! Увы, сам изобретатель скончался за несколько дней до её запуска от чахотки.
Читайте также:
• Сименс «изобрёл» трамвай по русскому образцу • Петербург — родина электробусов
Двигатель Ползунова качал мехи для трёх печей, хотя его мощности хватило бы на девять. За месяц с небольшим он не только окупил затраты, но ещё и принёс прибыль около 12 тысяч рублей. Но через 43 дня после запуска из-за перегрева котёл дал течь. Ползунов изначально планировал заменить его на более прочный, но не успел. Это сделали уже его последователи.