Умные счётчики появятся в каждом доме
Повышение прозрачности работы коммунальщиков может станет альтернативой росту тарифов
О том, как изменятся тарифы на оплату услуг ЖКХ в 2020 году, что сдерживает развитие коммунальной сферы и что ждёт потребитель от управляющих и ресурсопоставляющих компаний, шла речь на «круглом столе» в пресс-центре «Парламентской газеты» 14 января.
Расти бесконтрольно тарифам не удастся
В конце 2019 года вышло правительственное распоряжение об индексации тарифов ЖКХ. Согласно документу, плата за коммунальные услуги не может быть повышена более чем на четыре процента от показателя предыдущего года. Подобные распоряжения Правительство выпускает, начиная с 2012 года. «До этого момента тарифы ЖКХ росли бесконтрольно. В отдельных регионах рост доходил до 20 процентов», — рассказал член Комитета Госдумы по энергетике Борис Гладких, напомнив о другом, важном для потребителя решении Правительства.
«Если прежде повышение тарифов на услуги ЖКХ проходило два раза в год, то в этом году оно будет однократным, 1 июля», — отметил депутат. Это вызвано низкой инфляцией, показатели которой Центробанку удаётся удерживать на уровне 3,5 процента.
Вместе с тем, по мнению сенатора от Рязанской области Олега Ковалёва, говорить о том, что вопрос с тарифами решён окончательно, пока не приходится. «Искусственное сдерживание тарифов в конечном счёте не ведёт ни к чему хорошему. Ведь у коммунальщиков не остаётся денег на модернизацию инфраструктуры, а это рано или поздно вызовет многократный рост тарифов», — считает парламентарий.
По его мнению, сейчас на пределе возможностей работают коммунальные системы водоотведения, водоснабжения и отопления. Именно на эти виды услуг он ожидает повышение тарифов в 2020 году. «Чтобы система работала самодостаточно, компенсировать расходы коммунальщикам надо по полной, но при этом необходимо увеличить поддержку малоимущих», — уверен законодатель. Правда, с такой позицией согласны не все эксперты.
Потребитель хочет качественных услуг
«Отношения потребителя с коммунальщиками не должны быть игрой в одни ворота», — считает исполнительный директор НП ЖКХ «Контроль» Светлана Разворотнева. Она напомнила о данных мониторинга, согласно которым уже в прошлом году потребителя намного больше волновала проблема не роста тарифов, а качества предоставляемых управляющими компаниями услуг. «Коммуналка обходится людям всё дороже. На плечи граждан легли расходы на капремонт жилища, а в этом году ещё и за вывоз мусора, поэтому вполне естественным является требование по осуществлению контроля за качеством услуг», — подчеркнула эксперт.
Впрочем Правительство намерено разработать и внести в Госдуму законопроект о штрафах для управляющих компаний за некачественное предоставленные услуги. Эксперты относятся к этой мере скептически. «В Жилищном кодексе такая мера уже введена с 2015 года», — отметил член экспертного совета Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Склянчук. Согласно этой норме за некачественно предоставленную услугу потребитель может требовать возврата 50 процентов оплаты. Вместе с тем, по словам эксперта, реальных инструментов контроля качества коммунальных услуг у граждан нет.
«Прибор, измеряющий, скажем, напряжение в сети, сегодня можно купить, но управляющая компания вряд ли примет его показания», — сомневается Борис Гладких. Выход, по его мнению, в массовом внедрении систем интеллектуального учёта в ЖКХ. Ведь сегодня основные претензии потребителей заключаются не в стоимости услуг, а в неправильно исчисленных объёмах потребления.
ЖКХ станет прозрачнее
Между тем определённый шаг в решении проблемы учёта был сделан на законодательном уровне в прошлом году с принятием поправок в закон об электроэнергетике. Речь идёт о введении так называемых «умных счётчиков». С их установкой больше не нужно полагаться на потребителя, который самостоятельно передаёт данные в ресурсопоставляющую компанию. Прибор теперь будет это делать за потребителя, автоматически передавая показания в единый расчётный центр.
Массовая установка таких счётчиков начнётся с 2022 года. Причём, как сообщил Борис Гладких, осуществляться это будет за счёт компаний, поставляющих ресурс. Такую же работу предстоит проделать и с повышением прозрачности тарифообразования в области теплоснабжения. По словам депутата, пока инициатива Минстроя, который предлагал увеличить тариф на теплоснабжение для многоквартирных домов (сегодня жильцы не платят за отопление лифтовых холлов и так далее, и ресурсоснабжающие компании несут от этого ощутимые потери), поддержки законодателей не нашла. «Повышение тарифов — самый простой, но не единственный выход», — настаивает Борис Гладких. — Нужно видеть, сколько средств уходит у ресурсоснабжающей компании на модернизацию сетей, оборудования, предотвращающего теплопотерю, и уже после этого делать выводы о повышении тарифов».
Парламентарий считает, что для того, чтобы внедрение интеллектуальных систем учёта потребления в ЖКХ стало массовым, в Жилищный кодекс необходимо вносить изменения, согласно которым установка таких приборов стала бы обязательной в ходе капремонта домов. Такие поправки могут быть подготовлены уже в течение весенней сессии.