Угонщиков приравняют к обычным ворам
Они не смогут оправдываться тем, что взяли чужую машину «просто покататься»
попытка автоугона. фото: pxhere.com
Депутаты петербургского Заксобрания решили осложнить жизнь угонщикам. Они хотят убрать из Уголовного кодекса их любимую лазейку — статью 166 о завладении чужим автомобилем без цели хищения. Преступники ею пользуются, если их взяли до того, как они успели сбыть украденный автомобиль — говорят, что хотели «просто покататься». И получают за это весьма мягкое наказание.
По замыслу парламентариев, если эту статью уберут, то всех угонщиков будут судить уже по статье 158 «Кража» — и не важно, успели они продать похищенную машину или нет. Тем более что ни к какой другой собственности подобное разделение законом не предусмотрено.
Законопроект на эту тему — далеко не первый. Аналогичные поправки в УК пытались внести и в 2005, и в 2011, и в 2015 годах, но безуспешно. Хотя МВД было двумя руками «за», были и отрицательные отзывы, например из Верховного суда.
«Мы учли опыт предыдущих законопроектов на эту тему, — уверил один из авторов поправок, депутат петербургского Заксобрания Денис Четырбок. — У них была главная точка преткновения в том, что они по сути декриминализировали угон без цели хищения. То есть с принятием тех законопроектов пришлось бы выпустить из тюрем всех, кто отбывает срок по статье 166. Мы же предлагаем не просто устранить лазейку, которой пользуются угонщики, но и не сделать так, чтобы осуждённые за это преступление были автоматически освобождены».
«Рано или поздно понятие угона без цели хищения надо отменять, — согласен с идеей авторов законопроекта первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов. — Эту норму ввели в советское время, чтобы облегчить судьбу молодых людей, которые действительно брали чужие машины покататься, а получали по полной, как за угон. Но правоприменительная практика оказалась такой, что с помощью этой лазейки и настоящие угонщики стали уходить от серьёзной ответственности».
Денис Четырбок уверен, что угон, связанный с желанием покататься, был актуален именно во времена СССР, когда машины были редкостью. Теперь же автомобили повсюду, и никого ими не удивишь. Да и отношение к собственности нынче другое.
Сейчас статья 166 УК грозит тем, кто «просто покатался», пятью годами тюрьмы. Хотя большинство отделываются двумя годами, и то зачастую условно, а то и вовсе штрафом до 120 тысяч рублей. На первый взгляд санкции по статье 158 не такие строгие: штраф до 80 тысяч рублей или лишение свободы до двух лет. Но это касается только мелких краж с незначительным ущербом. И хотя эту «незначительность» определяет судья, стоимость украденного не может быть выше 5 тысяч рублей, так что к угонам такое наказание неприменимо — даже последняя авторухлядь стоит дороже. А за значительный ущерб штраф уже 200 тысяч и срок заключения — до 5 лет. Так что даже старенькие «жигули» ценой в 50 тысяч, которые, кстати, как правило, и крадут куража ради, могут обернуться преступнику серьёзным сроком. Машины стоимостью от 250 тысяч — а это уже большинство подержанных иномарок — обычно угоняют на запчасти. Тут ущерб считается крупным, и за него дают до 6 лет тюрьмы плюс до 80 тысяч рублей штрафа. Особо крупный ущерб — от миллиона рублей, в эту ценовую категорию попадает большинство новых иномарок и любые автомобили класса «люкс», если они на ходу. За них судья может дать до 10 лет заключения и миллион рублей штрафа в придачу.
«Надежды на принятие поправок у нас самые положительные, — признался Четырбок. — Но перед этим мы хотим их направить в Совет законодателей, чтобы их предварительно обсудили на комитетах Госдумы. Возможно, там появятся замечания, уточнения. И только потом мы будем вносить законопроект в наше Заксобрание, а уже оно — в Госдуму».