Ударит ли по карману однодневный ОСАГО
В Центробанке допустили вероятность введения краткосрочных полисов автогражданки
В следующем году российские автомобилисты смогут оформлять полисы ОСАГО на один день. Такую возможность допустил зампред Центрального банка России Владимир Чистюхин, общаясь с журналистами в кулуарах форума Finopolis 2018 в Сочи. Высока ли вероятность, что краткосрочные полисы будут заметно отличаться в цене от обычных?
Центробанк рисков не видит
Положение о краткосрочных полисах может быть включено в законопроект Минфина о реформе ОСАГО, отметил Владимир Чистюхин. До конца года ведомство надеется направить документы в Минюст, передаёт ТАСС.
Первый этап реформы подразумевает расширение тарифного коридора на 20 процентов, а также уточнение классификации водителей по стажу и возрасту. На втором этапе, реализация которого запланирована на лето следующего года, будут введены более индивидуализированные тарифы, а Центробанк получит новые полномочия для контроля ценовой политики страховщиков.
Насчёт однодневных полисов некоторые эксперты высказывают опасения: это может ущемлять права застрахованных пользователей, полагают они. Но в ЦБ рисков не видят. «Моя оценка показывает, что эта норма может быть введена, проблем с этим не вижу», — сказал Владимир Чистюхин, но добавил, что этот вопрос требует дополнительных обсуждений со специалистами.
Он напомнил, что недавно в Госдуме и Совете Федерации прошли парламентские слушания по теме ОСАГО. «Поступило большое количество предложений: ряд из них мы поддерживаем, некоторые дискуссионные, по некоторым возражаем. Нам надо эти позиции все согласовать», — резюмировал зампред Центробанка.
Кабмин всё же против?
Похожую инициативу ранее выдвигали замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов и его однопартиец, вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев. Депутаты предложили внести поправки в закон об ОСАГО, расширив диапазон срока действия полисов — от одного дня до года. Свой законопроект они внесли в палату 23 мая.
По словам Нилова и Лебедева, бывают случаи, когда человеку нужен полис только на сутки: например, чтобы перегнать машину в другой город. В этом случае автолюбителю приходится покупать полис ОСАГО, расторгать его уже на следующий день и в течение двух недель ждать возврата средств за неистёкший период. «Это ненужная процедура, это нервотрёпка и лишняя беготня, — убеждён Нилов. — Мы предлагаем поступить по тому же принципу, когда человек выезжает за рубеж и покупает медстраховку на время путешествия, то есть дать возможность оформлять полис на несколько дней».
Любая повестка, которая касается самочувствия гражданского общества, в том числе автолюбителей, должна обсуждаться на площадке Госдумы.
Напомним, сегодня обычные договоры обязательного страхования автогражданской ответственности заключаются на год. Исключение сделано для автомобилей, которые зарегистрированы за рубежом — их владельцы могут оформить полис на время пребывания в России (минимум пять дней). Также можно оформить ОСАГО не более чем на 20 дней для перегонки только что купленного автомобиля к месту его регистрации и прохождения ТО. Ещё бывают сезонные полисы — их можно оформить на срок от трёх месяцев до полугода.
В кабмине на инициативу депутатов от ЛДПР дали отрицательный отзыв. «Договоры ОСАГО, заключаемые на короткий срок, будут непропорционально дорогими по сравнению с заключаемыми на один год», — пояснили в Правительстве. Это возможно хотя бы потому, что расходы страховщиков на заключение договора не зависят от сроков действия полиса, отмечается в отзыве. Поэтому-то сегодня цена ОСАГО на шесть месяцев — это не 50 процентов от стоимости годового полиса, как хотелось бы, а все 70 процентов.
В то же время коллега авторов инициативы, член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский выразил мнение, что стоимость краткосрочных полисов не будет слишком дорогой. «Да, трудозатраты на их заключение сопоставимы с оформлением той же полугодовой страховки. И стоимость однодневных полисов, наверняка, окажется выше. Но ненамного, я думаю», — сказал он «Парламентской газете».
Депутат отметил, что любое страхование должно быть комфортным для граждан, и они не должны переплачивать за эту услугу. В то же время введение краткосрочных полисов расширит возможности и для автолюбителей, и для страховых компаний.
«На мой взгляд, любая повестка, которая касается самочувствия гражданского общества, в том числе автолюбителей, должна обсуждаться на площадке Госдумы. Эта инициатива имеет право на жизнь, но мы должны учесть имеющийся опыт, в том числе зарубежный, и предусмотреть все риски», — порекомендовал парламентарий.
Ещё материалы: Ярослав Нилов, Игорь Лебедев, Владимир Афонский