Все о пенсиях в России

вчераМинфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

01.11.2024Парламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

Учителям учителей откроют доступ к лучшим педагогическим идеям

С 1 сентября преподаватели педвузов начнут создавать единый стандарт воспитания

10.07.2023 00:00

Автор: Инесса Фотева

Учителям учителей откроют доступ к лучшим педагогическим идеям
Денис Кретов. © пресс-служба Минпросвещения России

С началом учебного года заработает портал, на котором преподавателям педагогических вузов представят полезную и актуальную информацию, как организовать воспитательную работу со студентами. Здесь соберут банк идей, спикеров и экспертов, календарь мероприятий, нормативные документы. На этой же площадке специалисты смогут обмениваться мыслями, каким должен быть единый стандарт воспитания для российских педвузов. Его создание инициировали 29 июня на первом заседании Совета проректоров организаций высшего образования, подведомственных Минпросвещения. Как собираются воспитывать будущих учителей, в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель совета, проректор по воспитательной работе и молодежной политике Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского Денис Кретов.

С детского сада до седин

— Денис Владимирович, зачем вообще нужен единый стандарт, да еще для воспитания взрослых людей?

— Сейчас мы в большей степени сосредоточены на преподавании дисциплин. Но оно неотделимо от воспитания, по Федеральному закону № 273 об образовании, это единый процесс. Именно поэтому у педагогических вузов есть особая задача — готовить будущих учителей к воспитательной деятельности в школе. Единый стандарт станет большим подспорьем. Не зря три года назад все педагогические вузы перешли в ведение Министерства просвещения, чтобы быть максимально интегрированными во всю систему образования, обеспечить преемственность на всех этапах — от дошкольного до высшего профессионального образования. И потому нельзя отрываться в патриотическом, культурно-творческом, гражданском, экологическом воспитании от школы. И, конечно же, в педвузах должны быть и государственный флаг, и здоровый образ жизни, и курс «Разговоры о важном».

— Будут ли темы таких бесед дублировать те, что обсуждают со школьниками?

— Они будут похожими, но рассматриваться с иной точки зрения. Нужно, чтобы начинающий педагог научился разговаривать с учениками, а для этого имел представление не только о содержании курса, но и о форме, методах подачи информации.

— Ограничены ли вы какими-то сроками в разработке стандарта?

— Определенных рамок пока нет. На его создание уйдет чуть больше времени, чем на ядро высшего педагогического образования — единую систему обучения и воспитания будущих учителей, которая обеспечит качественную предметную подготовку по общим принципам. На первом заседании совета мы распределились по группам и декларировали, что стандарт воспитательной работы — следующий этап, к которому нужно переходить. В ближайшее время будем обсуждать его детально.

Ветеринаров просят не учить заочно

Пилотный банк передового опыта

— Должность проректора по воспитательной работе и молодежной политике достаточно молодая, существует в педвузах с февраля 2022 года. Что принципиально поменялось в подходе к воспитанию студентов?

— Введение такой должности в каждом вузе и ее стандартизация — тенденция последних двух лет. Раньше было как? Функции проректора по воспитательной работе брали на себя проректоры по научной или учебной деятельности, поскольку соответствующая штатная единица существовала не во всех вузах. Не только Минпросвещения, но и Минобрнауки ратовали за то, чтобы она в обязательном порядке появилась везде. Теперь количество воспитательных мероприятий выросло многократно. В нашем университете практически в десять раз.

— Что конкретно делаете?

— Профильные кафедры включают в свои учебные программы календарные планы воспитательной работы. Например, есть такие мероприятия в ходе изучения педагогики, русского или иностранного языка, остальных предметов. Они различаются по уровням: кафедральные, факультетские, институтские, общеуниверситетские. В последнее время в связи с всероссийским конкурсом молодежных проектов очень много так называемых внешних мероприятий — межрегиональных, всероссийских, международных. Многие проводятся и вне рамок учебной деятельности, уже после того, как студентов отпустят с пар, и даже на каникулах и в выходные дни.

— Понятно, что воспитательная составляющая есть на уроках русского языка, литературы или истории. А как это происходит на других?

— По образованию я учитель иностранных языков. В пору моего студенчества нас тоже воспитывали. Например, мероприятия были связаны с изучением культуры, литературы, архитектуры — всего, что имеет отношение к стране изучаемого языка. И сейчас форматы используются разные, включая постановку спектаклей, интеллектуальные игры. В нашем вузе мы обновляем их ежегодно, постоянно ищем что-то новое. В каждой дисциплине есть поле для подобных мероприятий.

Кстати, и с коллегами по совету любой разговор начинаем с вопроса: «А как у вас?» — как у вас проходит выпускной, школа актива для студентов, адаптация первокурсников? Это и подвигло нас к созданию электронного ресурса «Мастерская воспитания». Придумали в нем тематические рубрики, загружаем лучшие практики, прошедшие апробацию и показавшие эффективность. Там можно будет найти банк идей, спикеров и экспертов, календарь мероприятий, нормативные документы. Пилотный проект презентовали 29 июня на первом заседании Совета проректоров по воспитательной работе и молодежной политике. Пока тестируем, несколько рубрик еще не заполнены, но общий доступ к базе откроется с 1 сентября. В первую очередь она будет полезна проректорам по воспитательной работе и сотрудникам вузов, которые отвечают за это направление.

— Какие задачи решает совет?

— Создать его предложили на проектной сессии в Ярославском педуниверситете имени Ушинского в марте 2023 года, а соответствующий приказ министр просвещения подписал 18 мая. Такой совет — это центр профессионального притяжения, где мы можем обменяться опытом. Когда варишься сам в себе, внутри одного вуза, замыливается глаз или какие-то локальные традиции не позволяют двигаться дальше. А вот когда посмотришь, как и что делают коллеги, появляются идеи. У каждого вуза есть очень интересные проекты. В Алтайском университете — в плане волонтерства, в Ульяновском — по оформлению образовательной среды, в Чеченском — прекрасная педагогическая мастерская Алихана Динаева, которая помогает освоиться в профессии, повышает мотивацию к получению знаний. Есть еще одно важное направление — сделать так, чтобы наши чаяния и проблемы услышали в Минпросвещения, максимально участвовать в общественной жизни.

Зачет или незачет?

— Патриотизм в нашей стране сейчас в тренде. С 1 сентября прошлого года школы начинают неделю с поднятия флага и исполнения государственного гимна. А как с этим в вузах?

— В той же «Мастерской воспитания» есть рубрика «Гражданско-патриотическое воспитание». В нашем совете мы даже образовали специальную рабочую группу, которая будет отвечать за развитие этой сферы. Почти в каждом педуниверситете действуют клубы «Я горжусь», проводят военно-патриотические игры и сборы, с разной периодичностью везде организуют церемонии подъема государственного флага под гимн Российской Федерации, просмотр и обсуждение фильмов на патриотическую тематику. Недавно мы организовали открытый показ картины «Небо» режиссера Игоря Копылова о военных летчиках в Сирии. Было его горячее обсуждение, эмоции, слезы. И нашумевший «Вызов» Клима Шипенко не менее патриотичен, чем ленты советской эпохи.

Читайте также:

• В законе хотят найти место для молодежи, которая работает не по специальности

— Сами студенты разделяют ваши инициативы?

— Многие понимают, что, кроме диплома, нужны еще так называемые надпрофессиональные компетенции. Наша задача — увеличивать процент таких активистов, чтобы им была интересна внеучебная деятельность. Потому акцентируем внимание на том, что воспитание — неотъемлемая часть успешного педагога.

— А будет ли воспитательная деятельность как-то оцениваться? Например, зачет или незачет, хорошо или неуд?

— В нашей профессиональной среде по этому поводу идут горячие споры. Какие-то вузы уже совершают первые попытки разработать оценочные инструменты, но пока в порядке эксперимента. Такая работа трудно поддается штампам. Вот как оценить, смогли ли мы воспитать патриотизм, если при посещении памятника студент на нем ничего не нацарапал? Это хорошо, зачет или нет? Здесь большая доля душевной, эмоциональной сферы. Оценить ее в отличие от объема знаний, количества прочитанных произведений или заученных формул непросто. Но мы понимаем, что вне зависимости от этого воспитанием нужно заниматься, и систематически. В любом случае количество всегда переходит в качество.