Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Учителя могут перестать оказывать образовательные услуги

Такой термин не соответствует роли педагогов в обучении и воспитании детей

13.04.2022 19:28

Автор: Вероника Флора

Учителя могут перестать оказывать образовательные услуги
  © Александр Кряжев/РИА Новости

Из закона об образовании хотят убрать понятие «услуга». Законодатели предложили отказаться от слова, которое негативно воспринимают многие педагоги. Какие еще нормы вводит документ и что изменится в системе образования, выясняла «Парламентская газета».

Это миссия

Поводом для разработки законопроекта, внесенного в Госдуму 12 апреля группой депутатов и сенаторов, стали многочисленные обращения педагогов. Проблему «услуг» в образовании сами педагоги подняли на прошлогодней встрече с президентом страны Владимиром Путиным, напомнила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Алена Аршинова. По мнению учителей, использование этого понятия — неуважение к педагогам. Глава государства тогда согласился, что термин «услуга» обедняет суть преподавательского труда.

Учителя не раз говорили, что формулировка «услуга в сфере образования» не соответствует роли педагога в обучении и воспитании детей и подростков, объяснила появление законодательной инициативы соавтор документа, член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова. Термин имеет неоднозначное толкование и ассоциируется с коммерческими услугами, сказала депутат «Парламентской газете».

«Его исключение из закона об образовании станет важным вкладом в повышение престижа труда учителя, уважения к нему, — уверена Аршинова. — Разумеется, это не единственная мера. Мы продолжим системно решать задачу повышения статуса профессии «педагог»».

По ее словам, законопроект планируют рассмотреть в текущую весеннюю сессию как минимум в первом чтении.

Как пройдут экзамены ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году

Подсчитали человеко-часы

Не менее чувствительная для учителей тема — подсчет зарплаты и человеко-часов, который уже много лет ведут по системе, подразумевающей образование как услугу. Человеко-час — это единица измерения рабочего времени. Она соответствует одному часу фактической работы педагога.

Аршинова напомнила о принятых изменениях в Трудовом кодексе, которые дали Правительству право утвердить общие требования к системе оплаты труда бюджетников, в том числе педагогов.

«Нужны единые подходы в этом важном вопросе, — подчеркнула Аршинова. — Правительство уже вырабатывает их, пока в экспериментальных регионах».

Читайте также:

• Чем будут кормить учеников в условиях санкций • Специалисты оценят школьную историю, написанную Киевом

Не пора ли хлопнуть дверью?

В России и СССР всегда было особое отношение к педагогам. Советская система образования считалась лучшей в мире. Ее главным принципом было развитие творческого взаимодействия учителей и учеников, поэтому к преподавателям относились как к уважаемым наставникам, мудрым помощникам, напомнил один из авторов законопроекта, секретарь Генерального совета «Единой России» Андрей Турчак. В 1990-е годы в отечественную модель образования «по методичкам Сороса внедрили правила ростовщичества, торговли и товарно-денежных отношений», а принятие законопроекта завершит западный эксперимент над российским образованием, написал он 12 апреля в своем Telegram-канале.

Документ, возвышающий учителя, скажется и на качестве образования, вернет истинное уважение и почтение к учительскому труду у детей и в обществе в целом. С этого надо начать, считает Тутова. Депутат также напомнила, что сегодня парламентарии обсуждают возвращение российского специалитета вместо европейских бакалавриата и магистратуры. Например, из Болонской системы образования предлагают исключить профессии врачей, горняков и нефтяников. Об этом шла речь на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре 11 апреля — там парламентарии и предложили вернуться к специалитету хотя бы при обучении востребованным экономикой профессиям.

По мнению Тутовой, необходимо как можно быстрее обсудить возвращение к классическим вариантам — специалитета и аспирантуры. Тем более что автоматического признания дипломов о высшем образовании выпускников российских вузов в западных университетах, что подразумевала Болонская система высшего образования, так и не произошло.