Все о пенсиях в России

12:47Депутат Нилов рассказал, кому повысят пенсии в 2025 году

два дня назадМинфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

02.11.2024Подача заявлений на перевод пенсионных накоплений может стать проще

Учителя могут перестать оказывать образовательные услуги

Такой термин не соответствует роли педагогов в обучении и воспитании детей

13.04.2022 19:28

Автор: Вероника Флора

Учителя могут перестать оказывать образовательные услуги
  © Александр Кряжев/РИА Новости

Из закона об образовании хотят убрать понятие «услуга». Законодатели предложили отказаться от слова, которое негативно воспринимают многие педагоги. Какие еще нормы вводит документ и что изменится в системе образования, выясняла «Парламентская газета».

Это миссия

Поводом для разработки законопроекта, внесенного в Госдуму 12 апреля группой депутатов и сенаторов, стали многочисленные обращения педагогов. Проблему «услуг» в образовании сами педагоги подняли на прошлогодней встрече с президентом страны Владимиром Путиным, напомнила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Алена Аршинова. По мнению учителей, использование этого понятия — неуважение к педагогам. Глава государства тогда согласился, что термин «услуга» обедняет суть преподавательского труда.

Учителя не раз говорили, что формулировка «услуга в сфере образования» не соответствует роли педагога в обучении и воспитании детей и подростков, объяснила появление законодательной инициативы соавтор документа, член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова. Термин имеет неоднозначное толкование и ассоциируется с коммерческими услугами, сказала депутат «Парламентской газете».

«Его исключение из закона об образовании станет важным вкладом в повышение престижа труда учителя, уважения к нему, — уверена Аршинова. — Разумеется, это не единственная мера. Мы продолжим системно решать задачу повышения статуса профессии «педагог»».

По ее словам, законопроект планируют рассмотреть в текущую весеннюю сессию как минимум в первом чтении.

Как пройдут экзамены ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году

Подсчитали человеко-часы

Не менее чувствительная для учителей тема — подсчет зарплаты и человеко-часов, который уже много лет ведут по системе, подразумевающей образование как услугу. Человеко-час — это единица измерения рабочего времени. Она соответствует одному часу фактической работы педагога.

Аршинова напомнила о принятых изменениях в Трудовом кодексе, которые дали Правительству право утвердить общие требования к системе оплаты труда бюджетников, в том числе педагогов.

«Нужны единые подходы в этом важном вопросе, — подчеркнула Аршинова. — Правительство уже вырабатывает их, пока в экспериментальных регионах».

Читайте также:

• Чем будут кормить учеников в условиях санкций • Специалисты оценят школьную историю, написанную Киевом

Не пора ли хлопнуть дверью?

В России и СССР всегда было особое отношение к педагогам. Советская система образования считалась лучшей в мире. Ее главным принципом было развитие творческого взаимодействия учителей и учеников, поэтому к преподавателям относились как к уважаемым наставникам, мудрым помощникам, напомнил один из авторов законопроекта, секретарь Генерального совета «Единой России» Андрей Турчак. В 1990-е годы в отечественную модель образования «по методичкам Сороса внедрили правила ростовщичества, торговли и товарно-денежных отношений», а принятие законопроекта завершит западный эксперимент над российским образованием, написал он 12 апреля в своем Telegram-канале.

Документ, возвышающий учителя, скажется и на качестве образования, вернет истинное уважение и почтение к учительскому труду у детей и в обществе в целом. С этого надо начать, считает Тутова. Депутат также напомнила, что сегодня парламентарии обсуждают возвращение российского специалитета вместо европейских бакалавриата и магистратуры. Например, из Болонской системы образования предлагают исключить профессии врачей, горняков и нефтяников. Об этом шла речь на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре 11 апреля — там парламентарии и предложили вернуться к специалитету хотя бы при обучении востребованным экономикой профессиям.

По мнению Тутовой, необходимо как можно быстрее обсудить возвращение к классическим вариантам — специалитета и аспирантуры. Тем более что автоматического признания дипломов о высшем образовании выпускников российских вузов в западных университетах, что подразумевала Болонская система высшего образования, так и не произошло.