Учителей хотят избавить от отчётов «для галочки»
94 процентов педагогов недовольны бюрократизмом в школах
Учителя жалуются на то, что их заставляют вести отчёты по всем школьным мероприятиям, готовить статистику для министерств и местных властей и заполнять бумажный журнал в дополнение к электронному. При такой нагрузке времени на качественную подготовку к урокам не остаётся. Итоги организованного Советом Федерации Всероссийского опроса учителей обсудили в пресс-центре «Парламентской газеты».
Рейтинг ненужных документов
Опрос, в котором приняли участие более 50 тысяч педагогов из всех регионов, проходил с 19 апреля по 31 мая 2019 года. Исследование было организовано, чтобы поддержать законопроект Минпросвещения, направленный на дебюрократизацию школ.
Согласно результатам опроса, почти все учителя (94 процентов) страдают от бюрократической нагрузки, обратила внимание член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова. В составленном педагогами рейтинге «ненужных» документов — фото- и видеоотчёты по внеклассным мероприятиям, подготовка статистических данных для министерств и ведомств и дублирование электронных документов.
«21,6 процента учителей считают, что дебюрократизации школ поможет отмена предоставления отчётности в бумажном виде, которая сейчас фактически дублирует электронные документы. Больше 18 процентов опрошенных выступают за чёткую регламентацию перечня документов, за которые несёт ответственность каждый участник образовательного процесса. Ещё 15 процентов считают, что эффективной мерой стало бы введение ограничения на требование информации и статистических данных от школ для сторонних организаций», — привела результаты опроса Рукавишникова.
Инициатива Минпросвещения, напомнила сенатор, как раз предполагает «закрытый список» документации, которую необходимо будет вести учителям.
«Законопроект предусматривает три основных документа: наличие электронных дневников, учебной программы курса, за который отвечает учитель, и поурочное планирование. Наши респонденты предлагают остановиться на этом перечне. Сейчас же каждый субъект Федерации может до бесконечности его дополнять», — объяснила парламентарий.
Примечательно, что шесть процентов участвующих в опросе педагогов, которые не жалуются на бесконечные отчёты, — это московские учителя. «Из чего мы можем сделать вывод, что в столице сложилась оптимальная система, которую можно взять за образец», — подчеркнула Рукавишникова.
Какие лайфхаки облегчат работу учителям
Московские учителя не перегружены бумажной работой во многом благодаря тому, что в столице выполнены все пункты программы «электронная школа», подчеркнула депутат Мосгордумы, директор столичной школы 1409 Ирина Ильичёва. В городе успешно работает и постоянно модернизируется система «электронный дневник», куда заложены все учебные планы и программы. Кроме того, от московских педагогов не требуют дублировать всю документацию на бумаге на случай, если система вдруг выйдет из строя. Ещё один лайфхак, который позволяет экономить время московских учителей — электронная библиотека сценариев уроков.
Если законопроект о снижении нагрузки на учителей, над которым сейчас работают в Минпросвещения, примут, администрация образовательных организаций не сможет нагружать педагогов лишней отчётностью, уверены эксперты. Поправки планируется внести в статьи Трудового кодекса, пояснила начальник отдела Департамента развития педагогических кадров Минпросвещения Ольга Василенкова. Таким образом, перечень документации, которую обязаны вести учителя, будет закрытым. Однако отчёты для классных руководителей останутся. «Но это будет расцениваться как дополнительные функции педагога, выполненные за дополнительную плату», — подчеркнула представитель ведомства.
«Думаю, что и депутаты, и сенаторы поддержат проект закона, ведь он учитывает мнения людей, которые чувствуют на себе огромный вал бюрократической нагрузки», — выразила надежду зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова.
Не исключено, что законопроект Минпросвещения будет внесён в Госдуму уже в этом году.