Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Тюрьмой или суммой: как стоит наказывать агрессивных таксистов

Вопрос безопасности пассажиров стал актуален после «умывания» зелёнкой двух девушек в Хабаровске

28.08.2017 17:54

Автор: Иван Рощепий

Тюрьмой или суммой: как стоит наказывать агрессивных таксистов
Фото: Александр Краснов / ТАСС

Поездки на такси для большинства россиян превратились из роскоши в обыденность. По данным мартовского исследования ВЦИОМ, 79 процентов граждан пользуются этим видом общественного транспорта как минимум раз в месяц, 22 процента — несколько раз в неделю. Популярность такси вызвана его простотой, комфортом и безопасностью.

Впрочем, защищённость пассажиров такси остаётся вопросом дискуссионным, что подтвердил самосуд с зелёнкой над двумя девушками, которые не смогли расплатиться за поездку из Хабаровска в расположенный неподалёку город Вяземск.

Везде найдётся белая ворона

Видео, на котором запечатлено, как хабаровчанок заставили обтереть лицо зелёнкой, вызвало широкое общественное обсуждение. Мужчина за кадром объяснил, что «умывание» — возмездие за отказ заплатить таксисту за услугу. Полиция Хабаровского края по факту случившегося начала проверку.

441 млрд рублей составил объём рынка такси в 2016 году.

Случай в Хабаровске, когда в действиях таксиста нашли признаки противоправных деяний, не единственный в своём роде. Например, за прошедшую неделю в СМИ появилась информация об отказе водителя в Ленинградской области везти раненого пассажира в больницу, наезде на инспектора Московской административной дорожной инспекции за то, что тот хотел оформить протокол о нарушении. Также 28 августа появилось сообщение о поножовщине с участием таксиста.

При оценке подобных поступков рассматривать трудоустройство водителя в таксопарке как отягчающее обстоятельство не следует, отметил в комментарии «Парламентской газете» член Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Олег Нилов («Справедливая Россия»). По его словам, «умывание» зелёнкой — бытовое правонарушение, наказание за которое предусмотрено действующими нормами.

«Случай с хабаровскими девушками из сферы как минимум административных и уголовных преступлений. Это преступное деяние, которому должна быть дана сначала соответствующая оценка, а затем — наказание. Такси здесь ни при чём. Подобное могло произойти где угодно: на рынке или в автобусе», — сказал депутат.

Парламентарий подчеркнул, что везде, где происходит взаимодействие людей, возможны конфликты. И чтобы минимизировать такие ситуации, нужно скорее менять подход к освещению инцидентов в СМИ, а не думать над ужесточением деятельности в сфере услуг. 

Надо жёстче наказывать, но переводить наказание из области «тюрьмой» в область «суммой».

При этом Олег Нилов констатировал, что за все насильственные преступления провинившийся должен быть наказан. В случае с таксистами из Хабаровска, уверен он, эффективнее было бы не увольнять их, а заставить работать так, чтобы часть оклада уходила на компенсацию пострадавшим.

«Надо жёстче наказывать, но переводить наказание из области «тюрьмой» в область «суммой». Так ты не будешь сидеть год, ты будешь работать в ущерб себе», — заявил парламентарий, добавив, что такое воздействие сыграло бы положительную профилактическую роль.

Отчасти солидарен с коллегой и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев («Единая Россия»). В комментарии «Парламентской газете» депутат отметил, что действующее законодательство в целом способно защитить права пассажиров такси.

Когда в Россию придёт беспилотное будущее?

«В этой части вряд ли есть необходимость корректировать законодательство. Не думаю, что есть прорехи, которые сегодня необходимо в срочном порядке исправлять», — сказал Валеев.

Парламентарий отметил, что сегодня «перевозчики несут ответственность за причинение вреда здоровью пассажиров в полном объёме по действующим нормам». Кроме того, установлена соответствующая уголовная и административная ответственность для самих водителей.

«Наше законодательство сегодня оберегает и личность, и граждан. Вопросы возмещения также достаточно регламентированы. Поэтому не вижу каких-то поводов для законотворчества», — заключил депутат.

При этом законодатель добавил, что вопросы могут возникать по отношению к правоприменительной практике. Однако в этом случае каждый случай должен рассматриваться индивидуально.

Последние штрихи

Потребителю должно быть всё равно, как группируются агрегаторы такси — Лысаков
Впрочем, опрошенные «Парламентской газетой» эксперты указали на необходимость дополнительного государственного регулирования в сфере такси. Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, в частности, отметил, что даже в крупные компании после всех проверок могут устроиться весьма сомнительные кадры.

«Таксисты сегодня брошены на произвол судьбы, предоставлены сами себе. Проверки относительны. Даже в такие серьёзные агрегаторы, как «Яндекс», Uber, Gett, которые заявляют, что они проводят проверки, устроиться проще простого», — отметил эксперт. 

По его данным, в Москве таксистами трудятся преимущественно выходцы из Средней Азии, даже не имеющие водительского удостоверения. Поэтому государственное регулирование необходимо в обязательном порядке.

«Точно нужно его усиливать, причём не только за таксистами, но и за агрегаторами», — заключил Канаев.

Скорректировать деятельность последних призваны рассматриваемые в Госдуме законопроекты. Один из них, подготовленный зампредом Комитета нижней палаты по госстроительству и законодательству Вячеславом Лысаковым («Единая Россия»), устанавливает обязанности агрегаторов такси.

В соответствии с его инициативой может быть запрещено передавать заказы лицам, не имеющим права на оказание транспортных услуг. Кроме того, компании могут обязать публично раскрывать данные о работе, хранить базы данных и размещать технические средства обработки информации о заказах на территории Российской Федерации. Также предполагается, что иностранные организации должны будут осуществлять свою деятельность на территории России через филиал.

Государственное регулирование необходимо в обязательном порядке. Точно нужно его усиливать, причём не только за таксистами, но и за агрегаторами

В пресс-службе депутата Лысакова на вопрос «Парламентской газеты», возможно ли внесение в проект изменений, дополнительно защищающих права граждан, пообещали, что подготовленные поправки снизят остроту проблем в сфере таксомоторных перевозок.

«В законопроекте всё это уже есть. Осталось, чтобы Дума начала работать и приняла его. И всё сразу заработает. Надо дождаться принятия закона», — сказала представитель парламентария.

Ещё один проект закона, автором которого стал член Комитета Совета Федерации по экономической политике Антон Беляков, разрешает онлайн-сервисам заказа такси сотрудничать только с теми перевозчиками, которые имеют соответствующее разрешение и чьи водители предоставили справку о наличии (отсутствии) судимости. Без выполнения этих требований заключение договора между интернет-агрегатором и перевозчиком будет считаться недопустимым.

Оба документа готовятся к предварительному рассмотрению профильными комитетами. Депутаты 28 августа вышли на первую после каникул региональную неделю. Первое же пленарное заседание Госдумы запланировано на 11 сентября. Позднее станет известен график рассмотрения законопроектов, направленных на регулирование деятельности агрегаторов такси.