Трудных школьников будут перевоспитывать, а не наказывать
В Госдуме разрабатывают новую концепцию госполитики по профилактике правонарушений среди детей
Фото: РИА Новости/ Александр Кряжев
Важными составляющими концепции государственной политики по профилактике правонарушений среди детей, которая сегодня разрабатывается в Госдуме, могут стать освобождение подростков, впервые совершивших правонарушение, от уголовной ответственности и особый акцент в деятельности школ на воспитании учащихся и сотрудничестве с их родителями. Основные пункты документа на расширенном заседании думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей представила вице-спикер палаты Ирина Яровая.
Причина трагедий
Поводом для заседания комитета послужили трагедии, произошедшие в школах Улан-Удэ, Перми и Челябинской области. В МВД случаи поножовщины связывают с плохо организованной охраной учреждений и низкой квалификацией «чоповцев». В одну из школ преступники запросто прошли по чужому магнитному пропуску, привёл пример представитель ведомства. Однако в Госдуме категорически не согласны с таким объяснением причин нападений в школах.
«Причинно-следственная связь здесь другая. Главный вопрос в ребёнке и в мотивации его поведения. Даже если школы будет охранять Росгвардия, детей обыскивать никто не даст», — вступила в полемику с представителем МВД вице-спикер Ирина Яровая.
По мнению заместителя председателя Госдумы, сфера образования нуждается в новых инструментах перевоспитания. «Мы хотим реализовать большой проект для разработки новой концепции современной государственной политики по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и по гуманизации ответственности для тех, кто впервые совершил правонарушение небольшой и средней тяжести», — сообщила Яровая.
Для того чтобы вовремя выявить у ребёнка преступные мотивы, необходимо вернуть школе воспитательную функцию. Пока же, по мнению вице-спикера палаты, школа больше преуспела в роли контролёра. По данным Минобразования, в прошлом году во всех регионах прошло социально-педагогическое тестирование учеников, по результатам которого только восемь процентов учеников были отнесены к так называемой группе риска. Столь низкий показатель объясняется тем, что разные регионы использовали разные тесты. Теперь ведомство планирует разработать единые на всю страну методики исследования.
К процессу воспитания привлекут родителей
По мнению Ирины Яровой, финансирование подобных разработок и последующее их проведение — излишняя нагрузка на бюджет. Вместо того чтобы проводить подобные исследования, парламентарий предложила увеличить штат завучей и тьюторов в школах и строить новые дворцы культуры. «Не нужно подменять понятия. Армия контролёров детей и контролёров родителей — не наш путь», — призвала участников «круглого стола» депутат.
А для того чтобы учителя могли сосредоточиться не только на предметной деятельности, но и на воспитании подопечных, в Госдуме предлагают разгрузить педагогов от «бумажной работы». «Учителя перегружены отчётами, они мешают работать», — констатировала заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. Депутаты предлагают меры по дебюрократизации труда педагогов. В первую очередь, по их мнению, необходимо снизить уровень нагрузки на учителя при сохранении зарплаты.
Не менее важный аспект — взаимодействие школы с семьей. Как отметил старший помощник председателя СК РФ Игорь Комиссаров, все участники нападений на школы жили в благополучных семьях, ни один из них не состоял на учёте в полиции.
«Состояние и поведение детей зависят от обстановки в семье», — убеждён представитель Следственного комитета и призывает школы активнее сотрудничать с родителями учеников и «мягко подсказывать» папам и мамам, как им вести себя с ребёнком. Сегодня, привёл пример Комиссаров, самые распространённые модели поведения родителей — тотальный контроль или полное равнодушие к проблемам подростка.
«Взаимодействие семьи и школы даёт большие сбои, из-за чего школа не может стать территорией безопасности», — согласен с ним академик РАО Артур Реан. По его мнению, в сфере образования необходимо реализовывать программы с участием родителей и учителей.
Ещё одна действенная мера для профилактики подростковой преступности, сошлись во мнении участники совещания, удаление опасного контента. Сразу после трагедий в российских школах Роскомнадзор заблокировал около 300 тысяч роликов, где содержатся призывы к насилию. Однако прямо на заседании участники убедились в том, что в Интернете заблокированы далеко не все сайты с информацией о группах убийств.
«Преступлением здесь считается всё то, что угрожает жизни», — напомнила Ирина Яровая, призвав Минкомсвязи и Роскомнадзор активнее блокировать все опасные интернет-ресурсы.
Ещё материалы: Ирина Яровая