Все о пенсиях в России

14:18Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

13:22Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

вчераНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Трансляция спектакля и киберспорт: как выживают кинотеатры без Джеймса Бонда и героев Marvel

Голливудские фильмы генерировали большую часть выручки российских операторов киносетей

10.06.2022 00:00

Автор: Анастасия Островкова

Трансляция спектакля и киберспорт: как выживают кинотеатры без Джеймса Бонда и героев Marvel
  © pexels

Кинотеатрам в России не позавидуешь. После ухода западных фильмов ситуация стала еще хуже, чем в пандемию. Прокат уже потерял много контента, а зрители потихоньку возвращаются к торрентам. На какие ухищрения идут владельцы кинотеатров, чтобы спасти бизнес, выяснила «Парламентская газета».

Как обстановка

С марта большие американские студии — Universal, Disney, Warner Bros., Sony, Paramount — перестали показывать киноновинки в России. Этот контент давал основную часть прибыли отечественных кинотеатров: голливудские фильмы генерировали 80 процентов их выручки. В марте Ассоциация владельцев кинотеатров сообщила на своем официальном портале, что быстро заменить западный кинематограф не получится, из-за чего закрыться может половина кинотеатров России.

«Кинопредприниматели России рассчитывают на поддержку государства в таких непростых условиях и совместную мобилизацию всех возможных сил для поддержки российского кино и российских кинозрителей», — говорится в сообщении.

По данным аналитиков «Невафильм Research», на 1 апреля 2022 года в России работали 2159 кинотеатров и 5700 кинозалов. Лидирующие позиции кинотеатральных сетей занимают «Синема Парк» и «Формула Кино», «Премьер-зал», «КАРО», «Киномакс» и «Мираж-Синема».

Процент закрытых кинозалов составил 10,8 процентов. Больше всего неработающих залов было у сети «Мираж Синема» — 24 процента, «Мори Синема» — 16 процентов, «КАРО» — 15 процентов, Объединенная киносеть «Синема Парк» и «Формула Кино» — 12 процентов, «Киномакс» и «Мягкий кинотеатр» (по 7 процентов), «Алмаз Синема» (6 процентов).

Онлайн-премьерам хотят открыть дорогу на большой экран

Из пяти десятков кинозалов IMAX на 1 апреля работало лишь 15. Все широкоформатные залы Объединенной киносети в количестве 28 штук закрыты. Из-за оптимизации в некоторых многозальных кинотеатрах пропали мегаплексы, которые содержали от 17 залов. Число мультиплексов (от 8 залов) сократилось на 40 процентов. Миниплексов с двумя залами стало больше на семь процентов.

В 2020 году в период пандемии выручка кинотеатральных сетей, о чем свидетельствуют данные Единой автоматизированной информационной системы, составила около 22,6 миллиарда рублей. В прошлом году кассовые сборы составили 40,7 миллиарда рублей.

Как следует из данных Ассоциации владельцев кинотеатров, опубликованных на официальном портале организации, из-за отсутствия голливудских фильмов в прокате падение сборов российских кинотеатров усиливается: в апреле оно составило 54 процента против 44 в марте. Недостаток контента в ближайшие пару месяцев повлечет падение выручки более чем на 80 процентов и приведет к закрытию минимум половины кинозалов.

Кроме того, в Ассоциации считают, что в 2022-м кинотеатры сгенерируют совокупный убыток не менее 11,1 миллиарда рублей к концу года. Максимальный прогнозный уровень сборов к концу четвертого квартала — не более 6,142 миллиарда рублей.

© pexels

Крутимся как можем

Генеральный директор сети кинотеатров «Премьер Зал» Владимир Петелин рассказал «Парламентской газете», что в краткосрочной перспективе закрытия основных площадок они не ждут.

«Но при этом часть кинотеатров-партнеров в нашей сети начинает закрываться. Например, кинотеатр «Космос» города Златоуст, кинотеатр «Корона» города Ахтырский», — рассказал бизнесмен.

По словам Петелина, большинство операторов стараются находить вариант диверсификации: от кинопоказов за попкорн до смены профиля кинозалов — например, для трансляции театральных постановок, выступлений иллюзионистов или киберспортивных матчей.

«Активная позиция, наличие контента, который сможет привлечь зрителя, яркие и интересные фильмы — это то, что в первую очередь спасло бы бизнес операторов сетей», — добавил Владимир Петелин.

Владимир Малышев: К созданию нового кино нужно привлечь социологов и психологов

Пресс-секретарь сети кинотеатров «КАРО» Майя Трубицына сообщила «Парламентской газете», что из-за нестабильной ситуации в стране крупнейшие сети делают все возможное, чтобы сберечь кинопроцесс. В числе мер — дифференциация репертуара и работа со сторонними проектами. Среди последних — «Выпускные в КАРО», «Видеоблогеры в кино», а также запуск проката сериалов.

«Мы проводим различные ретроспективы и фестивали — уже сейчас в кинотеатрах можно найти расписание ретроспективы Вадима Абдрашитова и Beat Film Festival, — рассказала пресс-секретарь. — Чтобы пережить недостаток контента летом, нам нужна господдержка. Сейчас есть необходимость дополнительно обосновать выделение субсидии. Кроме того, кинотеатры запрашивали и другие способы поддержки, среди которых — обнуление аренды площадок, снижение кредитных ставок или введение кредитных каникул».

Быстро это не произойдет, считает Трубицына, но КАРО продолжит работу с профильными министерствами на этот счет.

Ранее генеральный директор киносети «Синема парк и Формула кино» Алексей Васясин в пресс-центре Национальной службы новостей сообщил о закрытии ряда кинотеатров в торговых центрах, назвав это вынужденной мерой.

«В условиях тяжелой ситуации и давления со стороны банков по кредитованию, в отсутствие выручки — да, действительно, мы проводим переговоры. Я не исключаю, что 50—70 процентов кинотеатров могут быть закрыты, это нужно сделать, что спасти оставшиеся и продолжить работу. Нужно ужаться», — объяснил гендиректор.

Читайте также:

• Артистам хотят платить МРОТ во время «мертвого сезона»

С точки зрения власти

В апреле уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов направил письмо вице-премьеру Татьяне Голиковой с предложением о поддержке кинопрокатчиков субсидиями в размере 6,5 миллиарда рублей. Но Министерство финансов отказало.

Председатель Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская заявила «Парламентской газете», что согласна с позицией ведомства: «Пожалуйста, дайте обоснование — на что вы хотите потратить эти деньги? Кинотеатры запросили 6,5 миллиарда на то, что они простоят какое-то время и закроются несколько позже? Ну тогда Минфин точно прав и средства из резервного фонда можно потратить на более важные и первоочередные цели».

Депутат напомнила, что, когда была пандемия, соответствующая помощь была оказана и Россия ждала, когда зараза уйдет. Сейчас, выходит, в кинотеатрах ждут, когда вернутся голливудские фильмы.

«Это порочная история. Я уверена, что они вернутся с огромной радостью, так как теряют деньги и рынок. Как только появится возможность, они прибегут. Но мы-то этого не ждем, — отметила политик. — Золотой век Голливуда прошел давно, тема уродства и извращений, которыми наполнены их фильмы, это то, чего бы нам хотелось видеть поменьше».

Сейчас самое главное — вкладывать не в развитие киносетей, а в развитие отечественного кинематографа, считает Ямпольская.

«Кинотеатрам нужно осваивать новые формы работы со зрителями, и, как показывает практика, у многих это получается. Кто-то стал показывать сериалы, кто-то ретроспективы. Понятно, что это не восстановит кассу в том объеме, который давали голливудские фильмы, но даст продержаться», — сказала она.

Елена Ямпольская © Игорь Самохвалов/ПГ

Кроме того, депутату нравится идея организации кинофакультативов — не столько ради спасения кинотеатров, сколько для воспитания подрастающего поколения: «Для начала я бы предложила ввести факультативы по лучшим фильмам о Великой Отечественной войне силами Министерства просвещения. Средства бюджетные, я считаю, надо выделять школам, а они оплатят показы кинотеатрам. Это та же копеечка, которая попадет в кассу кинотеатрам».

Депутат отметила, что сейчас половина населения имеет доступ к кинотеатрам, этим надо обязательно пользоваться. Факультативы можно расширить в общественные изучения отечественного и мирового кинематографа, это перспективная история для школьников и взрослых: «Надо, чтобы поход в кино снова стал культурным событием, чтобы человек понимал, с какой целью он туда идет».

«Я бы максимально вкладывалась в создание государственной киносети. Это чрезвычайно перспективное направление еще и потому, что политику госкиносети можно регулировать, — уточнила глава Комитета по культуре. — Будет возможность для продвижения авторского, дебютного и анимационного отечественного кино. Невозможно вкладываться в кинопроизводство, как Россия, и не влиять на политику киносетей. С бизнесом ведь договариваться сложнее, чем с государственной структурой».

Стоит отметить, что в марте Фонд кино объявил на официальном портале прием заявок на поддержку модернизации кинозалов в 2022 году. Отобранным участникам проекта предоставят субсидию из федерального бюджета для оснащения залов, расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, современным цифровым кинотеатральным оборудованием.

4 мая на совещании с вице-премьерами глава кабмина Михаил Мишустин заявил, что Правительство выделит дополнительно 5,5 миллиарда рублей на производство отечественных фильмов. Он отметил, что в совокупности в 2022 году киноиндустрия получит более 14,5 миллиарда рублей.

Кстати, согласно Федеральному закону «О государственной поддержке кинематографии»,  помогать кинематографии государство может принятием законов и иных нормативных правовых актов в области кинематографии, частичным государственным финансированием производства, тиражирования, проката и показа национальных фильмов, полным государственным финансированием кинолетописи, льготным налоговым, таможенным, валютным и иным финансовым регулированием деятельности организаций кинематографии.

Также в документе говорится, что все организации кинематографии имеют право на получение государственной поддержки. А еще регионы могут создавать свои департаменты органы исполнительной власти в области кинематографии.