Торговые центры будут проверять обоснованно и точно в срок
Депутаты намерены продолжить законотворческую работу в сфере пожарного надзора за объектами массового пребывания людей
Василий Пискарев. Фото: ПГ / Владимир Афанасьев
В первой половине июля депутаты Госдумы планируют внести на рассмотрение и принять в первом чтении законопроект об участии инспекторов Государственного пожарного надзора в комиссиях по оценке зданий на этапе строительства и приёмки. Это мера поможет обеспечить торгово-развлекательные центры необходимым количеством аварийных выходов, правильным расположением путей эвакуации и предотвратить возможные трагедии. Затем, не исключают парламентарии, нужно будет подправить Административный и Уголовный кодексы, прописав более жёсткие наказания для владельцев и арендаторов торговых площадей за халатное отношение к технике безопасности.
Инициатива была подготовлена рабочей группой Госдумы по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности. Структура появилась после мартовского пожара в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», где погибли 60 человек.
О том, какие нововведения предлагаются в законопроекте, что могут изменить в нём ко второму чтению и почему работу по совершенствованию законодательства в сфере пожарного надзора нельзя заканчивать, «Парламентской газете» объяснил глава рабочей группы, председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
- Василий Иванович, какие ещё шаги вы наметили по совершенствованию законодательства в сфере пожарного и технического надзора?
- Я хочу сразу сказать, что внесением и рассмотрением Госдумой нашего законопроекта работа не кончается. Всё лето мы планируем обсуждать с регионами предложения в этот документ, чтобы потом часть из них превратилась в поправки ко второму чтению. Кроме того, в сентябре, между первым и вторым чтением, в Госдуме пройдут большие парламентские слушания, куда мы пригласим владельцев торговых центров, арендаторов площадей, бизнесменов и обсудим, как они видят те проблемы, что существуют сегодня, какие решения могут нам предложить.
- Вы сами готовите какие-то изменения к тем, что уже разработали?
- Да, сейчас обсуждаем вопрос ужесточения административных штрафов и уголовных сроков для повышения ответственности собственников помещений, арендаторов, субарендаторов, управляющих компаний и должностных лиц, контролирующих процесс пребывания людей в торговых центрах.
Так как было принято решение как можно скорее внести уже готовый законопроект о Госпожарнадзоре, то вопросы поправок в кодексы мы пока отложили. Прежде чем их прописывать, нам надо обсудить эти изменения с Правительством и Верховным судом. Вносить их в Госдуму будет уже не Комитет палаты по государственному строительству и законодательству.
- 11 лет без Госпожарнадзора на стройках — это много?
- Да, с 2007 года Госпожарнадзор фактически устранён из сферы контроля за соблюдением норм пожарной безопасности при строительстве зданий, начиная от проектирования и непосредственно вплоть до строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода в эксплуатацию. Такой подход, как показывает время, приводит к чрезвычайным ситуациям с тяжкими последствиями. К примеру, сегодня мы просто проверяем, соответствуют ли всем требованиям пожарной безопасности материалы, которые использовались при сооружении некоторых торговых центров.
- И теперь новые торговые центры будут ждать регулярные проверки?
- Обязательно. Это мы тоже прописали в своей инициативе. Все торгово-развлекательные центры, кинотеатры и другие места массового пребывания людей будут переведены в категорию высокого риска, предусматривающую режим регулярных проверок. Сегодня они относятся к категории значительного риска и проверяются государственным пожарным надзором один раз в несколько лет.
Все торгово-развлекательные центры, кинотеатры и другие места массового пребывания людей будут переведены в категорию высокого риска, предусматривающую режим регулярных проверок.
- С какими ведомствами взаимодействовала рабочая группа?
- Мы были в тесном контакте с МЧС, с органами законодательной и исполнительной власти регионов. И за прошедшие месяцы удалось сделать многое, выявить проблемы в сфере противопожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей. В Ногинском испытательном центре МЧС России 6 июня мы провели выездное расширенное заседание нашего комитета, где обстоятельно обсудили со специалистами ведомства, экспертами и руководителями российских регионов результаты нашей работы и поступившие предложения.
- Их было много?
- Сотни. Наш комитет проанализировал и обобщил предложения от более чем 140 законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.
Когда речь идёт о безопасности людей, исключений для каких-то видов предпринимательства быть не должно.
- Что делать с коррупцией, которая существует, в частности, и при проведении проверок торговых центров?
- Ощутимых успехов в преодолении этого зла мы сможем добиться лишь тогда, когда перекроем лазейки, позволяющие коррупционерам пользоваться деньгами и имуществом, нажитыми преступным путём. Причём где бы они ни находились — в России или за рубежом, — таких возможностей их необходимо лишить. И наш комитет готовит поправки об этом в законодательство.
- Какие же?
- Например, о необходимости регламентировать число проверок, их основания и периодичность. Нужно исключить так называемые надзорные каникулы для проверок, связанных с пожарной безопасностью в местах массового пребывания людей. Когда речь идёт о безопасности людей, исключений для каких-то видов предпринимательства быть не должно. Предлагается проводить проверки не конкретных фирм, а зданий независимо от количества и статуса юридических лиц, которые там находятся. Кроме того, мы хотели бы уточнить полномочия по контролю за обеспечением пожарной безопасности, которые есть у органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.