Все о пенсиях в России

два дня назадПутин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Телефонное мошенничество: новая правовая практика

12.10.2024 10:00

В условиях стремительного развития телекоммуникационных сетей, компьютерных технологий и систем обработки информации наблюдается перенос значительной части общественных отношений в цифровое пространство. Доступность информационных технологий способствует их активному использованию различными социальными группами для достижения разнообразных целей. Цифровизация, с одной стороны, открывает новые возможности для развития, с другой — в виртуальный мир проникают и негативные явления, например, преступники используют уникальные возможности современного мира для проведения махинаций, применяя в своих схемах все возможные каналы онлайн-коммуникации: чаты, мессенджеры, социальные сети и др., например мгновенную рассылку сообщений многим пользователям.  При этом одной из наиболее актуальных проблем в данной сфере является распространение преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, — телефонное мошенничество.

Целесообразно отметить, что на настоящий момент уже функционирует комплексная система защиты граждан от нежелательных вызовов «Антифрод» — единая платформа верификации телефонных звонков, которая в декабре 2022 года в России была запущена Роскомнадзором.  Однако, несмотря на то что данная система за последние два года доказала свою эффективность и работоспособность, по данным Роскомнадзора, только за первые четыре месяца 2024 года система предотвратила 248 миллионов звонков, проблема телефонного мошенничества остается до сих пор актуальной для всей России, и злоумышленники изобретают все новые и новые способы телефонного мошенничества.

Защита от телефонного мошенничества: новые правовые прецеденты в области права

Правовая практика № 1. Во-первых, новые судебные прецеденты создаются для борьбы с одной из важных проблем телефонного мошенничества — оформлением кредитов и займов, которые злоумышленники заставляют взять доверчивых жителей, находящихся в этот момент под воздействием стресса и не имеющих возможность отдавать полный отчет своим действиям.

К сожалению, это не единичный случай: в производстве следственных подразделений находятся многочисленные уголовные дела, по которым потерпевшие по указаниям телефонных мошенников оформляли на себя кредиты и займы или даже  продавали свое жилье, а полученные денежные средства впоследствии переводили на предоставленные преступниками номера. Рассмотрим статистику на примере г. Санкт-Петербурга — за семь месяцев 2024 года прокурорами направлено 50 исковых заявлений указанной категории, из них: три — о признании договоров купли-продажи квартир недействительными и 47 — о признании кредитных договоров недействительными. Рассмотрено и удовлетворено три исковых заявления, договоры признаны недействительными и применены последствия недействительности сделок в виде взыскания с кредитно-финансовых учреждений в пользу потерпевших денежных средств на общую сумму 263 тысячи рублей.

Примером может служить дело, когда неустановленные лица под обманным предлогом оказания содействия правоохранительным органам, войдя в доверие к гражданке Д., путем обмана и злоупотребления этим доверием похитили вырученные от продажи квартиры денежные средства последней, а также денежные средства, предоставленные ей банком по кредитному договору.

Шаги разрешения прецедента:

  1. Была проведена амбулаторная судебная экспертиза, согласно результату которой Д. заключала кредитный договор, находясь под эмоциональным давлением, воздействием страха и заблуждения, когда она не была способна понимать значение своих действий.
  2. Сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана недействительной (ч. 2 ст. 179 ГК РФ).
  3. В результате судом было принято решение о признании кредитного договора недействительным и взыскании с банка денежных средств в пользу потерпевшей, внесенных в счет погашения кредита.

Правовая практика № 2. Вторым случаем в судебной практике является рассмотрение дел, связанных с так называемыми «дропперами» — сторонними лицами, привлекающимися к мошенническим схемам и часто при этом не осознающими свое участие в противоправных действиях, считая, например, что оказывают помощь правоохранительным органам: прокуратурой города Санкт-Петербурга ведется активная работа по предъявлению исковых заявлений о взыскании суммы неосновательного обогащения с лиц, обналичивших похищенные денежные средства. За семь месяцев 2024 года направлено 117 исковых заявлений указанной категории на общую сумму почти 52 миллиона рублей. Рассмотрено и удовлетворено 14 исковых заявлений на общую сумму 6,7 миллиона рублей.

Так, в районный суд г. Мурманска прокурором Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга в защиту интересов пенсионера Л. предъявлено исковое заявление дропперу о взыскании неосновательного обогащения: неустановленное лицо, представившись работником службы безопасности банка, совершило хищение денежных средств с банковского счета потерпевшего и далее направило для обналичивания другому лицу (дропперу). Таким образом, в связи с тем, что между сторонами — потерпевшим Л. и дроппером-ответчиком не было обнаружено договорных отношений, а также действительно зафиксирован факт перевода денежных средств со счета потерпевшего на счет ответчика, исковое заявление прокурора района было удовлетворено в полном объеме.

Правовая практика № 3. Еще один пример ситуации телефонного мошенничества — гражданка М. заключила договор купли-продажи своей квартиры, передав право собственности некоторому Ибрагимову, а затем направила вырученные денежные средства неустановленному лицу, полагая, что сотрудничает с правоохранительными органами, а на самом деле была обманута преступниками. При этом по результатам судебной медицинской экспертизы М., являющейся пенсионеркой, было подтверждено, что ввиду возраста, состояния здоровья и эмоционального давления жительница не могла осознавать свои действия.

Шаги разрешения прецедента:

  1. Была проведена амбулаторная судебная экспертиза, которая показала, что жительница страдает психическим расстройством и ранее наблюдалась в психиатрических центрах.
  2. На основании ч. 2 ст. 166 ГК РФ оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
  3. В результате, прокурором района было направлено исковое заявление в защиту интересов пенсионерки М. о признании сделки недействительной.

Таким образом, во всех случаях закон встал на сторону граждан, что создает совершенно уникальные правовые прецеденты, когда человек при наличии объективных обстоятельств, связанных с эмоциональным состоянием, становится в этот момент жертвой телефонных мошенников, однако способен осуществить возврат украденных денежных средств в судебном порядке.

Считаю, что примеры данных практик являются важными не только в рамках отдельных случаев, но и для всего судебного процесса. Уверен, что таких прецедентов будет становиться еще больше.

Таким образом, с учетом актуальности и важности проблемы телефонного мошенничества на сегодняшний день для повышения эффективности борьбы с ней представляется необходимым использовать комплексный подход, внедряя новые уголовно-правовые практики защиты интересов граждан в суде. Разработать и использовать типовые подходы к разрешению преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, а также принимать меры по повышению грамотности населения — распространять информационные материалы о новых мошеннических схемах и способах защиты от них, в том числе на сайтах правоохранительных органов и банков. Таким образом, это позволит значительно снизить уровень телефонного мошенничества и обеспечить безопасность граждан.