Техосмотр следует вернуть в ведение государства
Экс-начальник Главного управления ГАИ — ГИБДД МВД России Владимир Фёдоров прокомментировал инициативу о переэкзаменовке водителей
Владимир Фёдоров. Фото: Пресс-служба Совета Федерации
В ходе проходящего в эти дни в Москве III Конгресса автошкол была выдвинута идея ввести обязательную переэкзаменовку автомобилистов на знание ПДД при замене водительских прав, а начинающим водителям выдавать временные права сроком на два года с последующим обменом на постоянные. Экс-начальник Главного управления ГАИ — ГИБДД МВД России Владимир Фёдоров считает, что вдобавок к этому стоит сократить срок действия медицинских справок для автомобилистов и ввести юношеские водительские удостоверения.
- Владимир Александрович, как вы относитесь к предложению об обязательной переэкзаменовке водителей на знание актуальных правил дорожного движения?
- Это вполне здравая идея, потому что всё-таки 10 лет — это 10 лет. За это время правила меняются, вносятся какие-то дополнения, и подчас это происходит по три раза в году. И, конечно же, надо, чтобы люди знали и учитывали эти изменения. Но здесь есть два подводных камня. Первый — нужно не допустить ситуации, при которой это новшество могло бы стать причиной дополнительного обогащения со стороны автошкол. Ни в коем случае нельзя, чтобы эта переэкзаменовка подразумевала повторное обучение. И второй момент — надо устраивать экзамены на теоретические знания только в отношении тех изменений, которые произошли за последнее время. То есть экзаменационные билеты для тех людей, кто уже управляет транспортным средством, должны быть изменены с учётом тех новелл, которые появились за прошедшие годы.
- Другая инициатива Союза автошкол состоит в том, чтобы выдавать начинающим водителям временные водительские права сроком на два года с последующим обменом на постоянные. Насколько эта мера оправдана?
- Если помните, такая практика существовала в СССР — тогда выдавали временные водительские удостоверения, и через два года, если нет нарушений, меняли их на постоянные права. Но уже в 1991 году пришлось эту практику отменить — именно ваш покорный слуга её и отменял. Госавтоинспекция физически не успевала обменивать водительские права, и люди были очень недовольны. Кроме того, большого эффекта временные права, честно скажу, не приносили. Тут же стоит иметь в виду, что сейчас в органах ГИБДД проходят кадровые сокращения, а автоматизации выдачи водительских удостоверений до сих пор нет и не предвидится.
Ни в коем случае нельзя, чтобы эта переэкзаменовка подразумевала повторное обучение.
Вот о чём стоило бы подумать, так это о выдаче юношеских водительских прав — с тем, чтобы молодой человек с 16 лет мог на законных основаниях управлять транспортным средством в присутствии взрослого. Вот это, я считаю, было бы правильно, поэтому я в своё время, ещё будучи членом Совета Федерации, вносил такую инициативу, и некоторые думцы меня тогда поддержали. А то мы молодёжь отсекаем от управления транспортными средствами, хотя во многих странах эта норма введена и хорошо действует.Ещё один вопрос, который заслуживает рассмотрения, — это медицинские справки, допускающие к управлению транспортным средством. Сейчас человек один раз получает справку и 10 лет может не появляться у врача. Я бы, посоветовавшись с медиками, сократил этот срок, особенно для возрастных категорий водителей (тем, кому за 60 лет) до трёх-пяти лет.
- Минэкономразвития подготовило реформу техосмотра: ведомство предлагает ввести видеофиксацию процесса проверки автомобиля, штрафы за отсутствие техосмотра и уголовную ответственность за фиктивный техосмотр. Как вы относитесь к таким новациям?
- Моё отношение можно проиллюстрировать фразой Геннадия Хазанова, которая была сказана им, когда мы начали перестройку: «Хорошо настроенный рояль перестраивать не надо». У нас в своё время была эффективная система техосмотра, особенно после постановления Виктора Степановича Черномырдина, которое он подписал в 1998 году. Впоследствии, в середине двухтысячных, Минэкономразвития эту систему сломало, передав техосмотр Центробанку и страховым организациям, что, извините, ни в какие ворота не лезет. Что из этого вышло — все видят и знают. Я смеялся, когда мне мои коллеги рассказывали, что в республике Горный Алтай все машины проходили техосмотр в Калининградской области, потому что ТО проводила страховая компания, которая зарегистрирована в Калининградской области.
В первую очередь я бы возвратил в систему Госавтоинспекции техосмотр автобусов и грузовых автомобилей, которые выполняют коммерческую работу.
Сегодня никакой системы нет, поэтому я бы не стал говорить о реформировании этой системы, а говорил бы лишь о каком-то возобновлении. Причём «огнём и мечом» здесь много не восстановишь. Надо восстанавливать саму систему. Техосмотр раньше назывался «государственный технический осмотр». То есть он проводился от имени государства, потому что именно государство, согласно Конституции, отвечает за жизнь и здоровье своих граждан. Надо возвращать ТО в государственные организации. Предложения ввести уголовную ответственность и видеофиксацию — это всё хорошо, но это не решение проблемы. Нужен государственный подход к этой системе.Кстати, надо иметь в виду, что сама служба Госавтоинспекции в своё время была создана именно как экономический рычаг работы государства. Дорожно-патрульная служба, которая создавалась раньше, чем ГАИ, — в 1929 году, занималась предотвращением происшествий. А Госавтоинспекция как раз отвечала за вопросы технического осмотра, водительских удостоверений и прочие. И в первую очередь я бы возвратил в систему Госавтоинспекции техосмотр автобусов и грузовых автомобилей, которые выполняют коммерческую работу. Чтобы не было стольких происшествий, сколько сейчас возникает именно по причине технического состояния транспорта.