Театрам в регионах предлагают выделять больше субсидий
В приоритете должны быть единственные в области культурные учреждения
В уходящем году, объявленном президентом Годом театра, по всей России прошли многочисленные театральные марафоны и фестивали, в которых приняли участие все субъекты страны. Многие проблемы творческих людей удалось решить, другие — только обозначить. О каких вопросах идёт речь и что ждёт зрителя в новом году, в нашем пресс-центре рассказали директор Новосибирского драматического театра «Красный Факел» Александр Кулябин и художественный руководитель Театра на Литейном Сергей Морозов. Они стали очередными гостями авторского проекта члена думского Комитета по культуре Наталии Пилюс «Год театра в «Парламентской газете».
- В Москве 9-10 декабря прошёл заключительный форум «Российский театр — XXI век. Новый взгляд», основной темой которого стали итоги Года театра. В Театральном центре Союза театральных деятелей «На Страстном» собрались не только представители Центрального федерального округа, но и всей России, вы, Александр Прокопьевич и Сергей Анатольевич, также стали участниками форума. Что изменилось для вас в Год театра?
А.К.: В этом году мы получили дополнительное финансирование, съездили на гастроли. Но мы надеемся, что Год театра даст старт, чтобы в дальнейшем и власть, а главное зрители уделяли больше внимания этому виду искусства.
С.М.: Главное, чтобы театр не закончился в декабре 2019 года. Форумы Союза театральных деятелей, которые прошли в течение года во всех федеральных округах, могут оказать серьёзное влияние на дальнейшую работу культурных учреждений — дело в том, что большое внимание было уделено новым методикам работы театров, в том числе с детской аудиторией. Эти подходы могут придать дополнительный импульс для развития жанров, с которыми культурные учреждения сталкиваются не так часто. Расширение направлений их деятельности можно считать одним из главных итогов Года театра.
- Союз театральных деятелей опубликовал проект Концепции развития театрального дела до 2030 года, документ будет обсуждаться со всем театральным сообществом — для нас это особенно важно, ведь сейчас в работе находится законопроект «О культуре». В этом году в стране прошло множество театральных форумов и фестивалей, привлекавших внимание зрителей и актёров. Впервые было организовано мероприятие и для директоров театров — Фестиваль театральных менеджеров, одним из руководителей которого стал директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок. Александр Прокопьевич, чему можно научиться на это площадке?
А.К.: Одна из важнейших составляющих успеха — общение и обмен опытом, это как раз удалось организовать на форуме. В нём приняли участие более четырёхсот театральных менеджеров. Лично для себя я внимательно изучил лучшие практики, которые можно использовать в работе нашего театра. Такие встречи очень полезны.
- А как применяются современные технологии в работе театра?
С.М.: Я считаю, что «цифра» — лишь инструмент. Современные технологии — одно из направлений развития искусства, это может привлечь в залы больше зрителей. Но сегодня телефон и постоянное желание быть онлайн — это преграда для театра, потому я очень рад, что когда в зрительном зале гаснет свет, выключаются и мобильные телефоны.
- Но в то же время «цифра» делает театры более доступными - на сайте можно получить всю информацию о спектаклях, купить билеты..
А.К.: Это так, если раньше у нас в кассе продавалось 50 процентов билетов, то теперь лишь 20 процентов — основные продажи идут онлайн.
С.М.: Статистика, кстати, абсолютно одинаковая и в Санкт-Петербурге, и в Новосибирске.
- Какие проблемы, с которыми сталкиваются театральные деятели, требуют законодательного регулирования?
А.К.: Главное — это вопрос субсидирования. Москва получает значительно больше средств, тогда как финансирование региональных театров, особенно не расположенных в столицах субъектов, идёт по остаточному принципу. То же самое и с кадрами — сейчас любой региональный актёр мечтает переехать из провинции в крупные города. При этом в Болгарии, к примеру, схема субсидирования совершенно иная: чем дальше находится театр, тем больше у него дотации. Необходимо пересмотреть эту схему и у нас.
С.М.: Равенство между столичными и региональными театрами есть и в Сербии. Мне кажется, необходимо больше поддерживать как минимум культурные учреждения, которые являются единственными в городе или даже области. На уровне законодательных изменений я бы говорил о необходимости поддержки молодых деятелей культуры, возможности приобретения жилья, какой-то базовой матпомощи.
А.С.: Очень важна и работа над Законом «О культуре». А в целом настольной книгой для законодателей в этом отношении может стать Концепция развития театрального дела до 2030 года, в которой представлена «дорожная карта» развития театрального дела в стране.