Театральные кружки должны появиться в каждой школе
Артистичность пригодится в любой профессии, уверен Владимир Машков
Знакомиться с театром нужно с самого детства — не для того, чтобы в будущем стать актёром, а потому, что артистический склад характера необходим человеку любой профессии. Как организовать театральные кружки в школах? Что изменилось для культурных учреждений с принятием поправок в закон о госзакупках? Об этом и о многом другом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал художественный руководитель Московского театра Олега Табакова, заслуженный артист РФ (1996), народный артист РФ (2010) Владимир Машков. Он стал очередным гостем авторского проекта члена думского Комитета по культуре Наталии Пилюс «Год театра в «Парламентской газете».
- Владимир Львович, вы художественный руководитель, режиссёр, известный артист театра и кино, без преувеличения — любимец публики… Что вы думаете о необходимости знакомства с театральным искусством школьников?
- 90 процентов успеха человека зависит от наличия и развитости эмоционального интеллекта, это уже доказано. (Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. — Прим. ред.).
Прекрасные возможности для его развития предоставляет театр. А у нас есть такое богатство, как русский театр, наше национальное достояние, с его великой школой переживания. Мне кажется, что развитие такого интеллекта у школьников сейчас стало необходимой задачей. Современным детям не хватает общения и нужно стараться создать повод для него, а театр это самая замечательная форма межличностного общения и, как я уже сказал, прекрасная возможность для развития эмоционального интеллекта. Поэтому я считаю, что в каждой школе хорошо бы организовать театральный кружок.
Современным детям не хватает общения и нужно стараться создать повод для него, а театр это самая замечательная форма межличностного общения и, как я уже сказал, прекрасная возможность для развития эмоционального интеллекта.
Они были когда-то в СССР, а сейчас эта практика широко распространена и признана эффективной во всём мире. Речь не о том, чтобы все стали актёрами — это, во-первых, невозможно, во-вторых, талант ведь не принадлежит человеку, а даётся каждому свыше в разных пропорциях… Но артистический склад характера необходим всем, в любом виде деятельности и в любой профессии.
- Театр вообще развивает. Очень важно, что в «Табакерке» есть своя школа для ребят, заканчивающих 9 класс, что отборочные конкурсы вы проводите по всей стране. В нацпроекте «Культура» речь также идёт о развитии личности, о поддержке талантливых детей школах.
- Действительно, это очень важно. Есть энтузиасты во многих школах, которые этим занимаются. Хорошо бы, чтобы во всех школах, где нет такой практики из-за отсутствия финансовых возможностей, стимулировали эту деятельность. Чтобы учителя истории, словесности при помощи актёров драматических театров и студентов театральных училищ начинали развивать эмоциональный интеллект у детей с самого раннего возраста. Все первые упражнения, которые ввёл Константин Сергеевич Станиславский, касались внимания — к пространству, к людям, к себе.
- Как вам кажется, с какого возраста ребёнок должен приходить в театр?
- Мне кажется, что чем раньше дети начнут встречаться с прекрасным, развивать воображение, тренировать внимание и пытаться создать что-то своими душевными усилиями, тем наш мир будет безопаснее. Мне повезло — моя мама была режиссёром в театре кукол, папа — актёром в театре кукол. Начинали они в Туле, затем переехали в Новокузнецк. До сих пор я помогаю и буду помогать местному кукольному театру. Мы реализуем много программ для детей, одна из них, к примеру, направлена на детей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями. Мы помогаем им адаптироваться в сложной ситуации. Программе уже 10 лет. Мы проводим международный фестиваль, где происходят поистине уникальные открытия. Театр кукол — это проводник детей в мир, мир, который может быть пугающим или, наоборот, удивительным. Эйнштейн как-то сказал провокационную вещь: «Воображение важнее знания».
-Как-то вы сказали, что хотите из «Табакерки» сделать «зеркальный театр». Что вы имели в виду?
- В декабре 2018 года мы открыли обновлённое пространство сцены на Сухаревской — Фойе зеркал. Но при этом основа нашего театра — актёр, с его живыми чувствами и мыслями, это было всегда и так будет впредь. Сцена, само пространство, — оно называется «зеркало сцены». Нужно понимать, что зритель ищет в театре? … Возможность узнать себя, ситуации, тех людей, которые его окружают. Для философии человеческого существования вообще, мне кажется, зеркало очень важное понятие. Дальше по степени важности идёт «зеркало души» — глаза, и, наконец, голос, который является «зеркалом» характера. Очень важно, чтобы мы смотрели на себя со стороны — это необходимо для понимания, где мы находимся в эту секунду. И эту уникальную возможность даёт театр. Не случайно у нас каждый из трёх этажей в театре носит своё название: первый — Внимание, второй — Воображение, третий — Чувство. И дальше на сцене происходит Действие. Этот путь, мне кажется, важен и в театре, и в обычной жизни. Хотя, как справедливо написал Шекспир: «весь мир — театр».
- Владимир Львович, не могу не задать вам вопрос — когда вы вернётесь в кино?
- Я чуть больше года занимаюсь театром, школой Олега Табакова, поэтому возможности на самостоятельное плавание у меня нет. Я не грущу по этому поводу — это данность. Если наладится моя работа, которая очень ответственна, тогда, может, что-то появится в кино. В данный момент я увлечён деятельностью, которой занимаюсь.
- Что вы думаете о законодательных изменениях, которые парламент принял в весеннюю сессию? Одна из важнейших инициатив — поправки в закон о госзакупках в сфере культуры.
- 44 Федеральный закон о госзакупках не давал возможности театрам существовать быстро, эффективно, осмысленно. Буквально происходил коллапс. Были трудности — от буфета, вопросов, чем кормить зрителей, до организации всего театрального процесса, того, кто этим будет заниматься и как.
Важно учитывать, что изменения были приняты под закрытие театрального сезона. Проанализировать итоги и оценить в полной мере все улучшения, связанные с принятыми поправками, мы не успели в связи с отсутствием основного объёма закупок в летний период.
Принятие закона о госзакупках в сфере культуры — очень полезная инициатива для театров, она позволит им существовать дальше. Однако важно учитывать, что изменения были приняты под закрытие театрального сезона. Проанализировать итоги и оценить в полной мере все улучшения, связанные с принятыми поправками, мы не успели в связи с отсутствием основного объёма закупок в летний период. Мы сможем сделать это в сентябре.
- Вы вошли в состав Общественного совета Комитета Госдумы по культуре, созданного по инициативе главы комитета Елены Ямпольской. Насколько для вас важна эта деятельность?
- Когда мы сталкиваемся с трудностями, тем более трудностями, которые происходят на уровне законодательства, не высказать свою позицию, не предложить какое-то решение было бы неправильно. Тем более, руководителям театров. Сделать так — сфера моей личной ответственности. Другое дело — насколько внимательно деятели культуры и парламентарии будут слышать друг друга. От законодателей нужна поддержка в том, чтобы решить проблемы культурных учреждений, учитывая все нюансы законодательства. Поэтому я всегда с надеждой смотрю на такие встречи.
- Что для вас театр?
- Это моя жизнь. Это то место, где я могу открывать себя, могу быть бесстрашным, могу ошибаться, могу находить ответы и заблуждаться. Это то место, которое позволяет нам понять себя и окружающий мир. Театр — это роскошь, потому что он даёт нам такую возможность.