Татьяна Москвина-Ященко: Любителям американского кино может понравиться южно-корейское или китайское
Киновед рассказала о перспективах отечественной киноиндустрии
После решения иностранных кинокомпаний приостановить показ своих фильмов в России наш прокат потерял больше половины контента. Кроме того, отсутствие западных премьер в будущем может грозить дефицитом оригинальных проектов. Что же делать кинотеатрам и что захочет смотреть отечественный зритель, «Парламентской газете» рассказала доцент ВГИКа и старший консультант Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов Татьяна Москвина-Ященко.
- Татьяна Викторовна, какие жанры сегодня предпочитает наш зритель?
- Зритель сейчас как никогда разный. Особые пристрастия выделить непросто. Люди всегда с удовольствием смотрят любое жанровое кино, так как в нем задан определенный вектор: комедия — значит смех, мелодрама — любовь, детектив — интрига, триллер — напряжение. Музыкальный фильм ищут любители мюзикла. А фэнтези позволяет разгуляться воображению и технологиям, как в «Алисе в стране чудес» Тима Бертона или коллективном творении «Пираты Карибского моря». Десятилетия свободного проката сформировали понятие полижанровой структуры: например, «черная комедия» или трагифарс. Чего стоит тарантиновская традиция, вобравшая в себя классический жанровый американский кинематограф. Смешение жанров помогает иронично относиться как к культурным установкам, так и к кино, и к жизни в целом. Больше всего, конечно, преуспели американцы с характерным для них жанром экшн, где преобладает активное действие.
- В Советском Союзе были фанаты индийских телеисторий с лихо закрученным сюжетом, бушующими страстями, зажигательными танцами и трогательной музыкой. А сейчас фильмы каких стран могли бы заменить европейское и американское кино?
- Не думаю, что после американского кино публика откликнулась бы на современное индийское. Скорее — на южно-корейское или китайское. Там высокий класс профессионализма и аттракциона. А вот европейцы любят играть с формой. Но нашему зрителю этого мало — ему хочется сопереживать. Поэтому русская школа кино с самого начала ориентировалась на психологизм.
Наши продюсеры, кстати, уже давно сосредоточились на проектах блокбастеров, которые по кассе могли бы конкурировать с иностранными. Первыми в этом плане стали фильмы Никиты Михалкова «Солнечный удар», Федора Бондарчука «9 рота», Валерия Тодоровского «Большой». Подхватили эстафету Жора Крыжовников, Алексей Мизгирев, Николай Лебедев. Некоторые ленты вошли в элитный клуб российских картин-миллионеров по прокату. Например, «Притяжение» и «Сталинград» Бондарчука. Второе место занимает «Викинг» Андрея Кравчука, третье — «Экипаж» Лебедева, четвертое — «Елки 3».
Читайте также:
• Владимир Малышев: К созданию нового кино нужно привлечь социологов и психологов
- Каким вам видится будущее отечественного кинематографа?
- Именно у нашего кино, научившегося выстраивать полотна по универсальным лекалам зрелищности, могут быть большие перспективы. При условии, что авторы почувствуют ожидания той или иной зрительской аудитории. Я по своим студентам знаю, что молодые хотят говорить «по-взрослому», разбираться в вечных вопросах бытия. Интересно неназидательное обращение к нашей истории и традициям, как это делает неигровой кинематограф, взявший на себя труд осмысления современности, поиск героя.
Прокат кино духовно-нравственного и религиозного направления взяло на себя фестивальное движение. Полные залы, которые собирают «Радонеж», «Соль земли», «Святой Владимир», «Золотой Витязь», «Встреча», свидетельствуют об этом.
- Что порекомендуете посмотреть из отечественных кинолент?
- Посоветовала бы сходить в кинотеатры, где идут ретроспективы мастеров к юбилейным датам и показы не только игрового, но и неигрового кино. Например, фильмы Александра Сокурова. Вообще, на нашу документалистику хозяевам кинотеатров следовало бы обратить больше внимания. Это огромное поле для деятельности. Госструктуры должны помогать таким инициативам.
- Что может спасти сети кинотеатров из-за оттока публики?
- Работа со зрителем. Важны точная и яркая реклама, грамотные анонсы, качественные аннотации, вступительное слово киноведов перед сеансом, встречи с творческой группой. Так много лет работает Центральный дом кинематографистов. Есть чему поучиться. Смотреть фильмы не в ноутбуке, а, как положено, на большом экране, с хорошим звуком — уже удовольствие. Можно, конечно, изучать живопись по почтовым маркам, но лучше поехать в музей. Да и киноклассика сегодня очень актуальна. Лучшее уже снято — так говорил наш великий архивариус Госфильмофонда, киновед Владимир Дмитриев.
- Сможет ли российский кинематограф перекрыть потребности проката из-за отсутствия западных картин? Или есть альтернативы?
- При грамотном подходе все возможно.