Табачному рынку прописали те же правила, что и алкогольному
Под контроль может попасть каждая пачка сигарет
Вопросы регулирования производства и оборота табака Минфин предложил отразить в отдельном законе — его проект размещён в базе нормативно-правовых актов. Главная задача такого регулирования — повысить легальность табачного рынка, сказали «Парламентской газете» эксперты.
Свои интересы, но общая цель
Сейчас отдельными функциями по регулированию табачного рынка наделены Минсельхоз, Минздрав, МВД, Роспотребнадзор, Федеральная налоговая и Федеральная таможенная службы. При этом конкретные и действенные механизмы контроля за производством и оборотом табачной продукции в рамках этих функций практически отсутствуют, отметили разработчики нового законопроекта.
«Избыточное количество федеральных органов исполнительной власти, регулирующих табачный рынок, разрозненное нормативно-правовое регулирование и несогласованные задачи приводят к отсутствию скоординированных решений в этой сфере и, как следствие, к увеличению нелегального производства и оборота табачной продукции», — говорится в пояснительной записке.
Законопроект предусматривает введение госрегулирования производства и оборота табачных изделий и сырья для их производства в рамках отдельного отраслевого закона. В качестве модели предлагается использовать уже налаженную систему регулирования и контроля алкогольного рынка.
«Столь масштабную задачу, как регулирование рынка табака, можно решать только комплексно, поэтому разработку отдельного федерального закона можно только приветствовать», — сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.
У каждого ведомства свои интересы, добавил он. Фискальные органы хотят собрать как можно больше налогов, Минздрав стремится снизить потребление табака населением, Минфин контролирует акцизы и правила использования марок. «При этом общая цель — сделать рынок прозрачным, снизить объём контрафакта», — сказал сенатор.
ЕГАИС для сигарет
По оценкам экспертов, доля нелегальной табачной продукции в России за 2016-2018 годы увеличилась с полутора до восьми процентов. По итогам 2019 года нелегальный оборот составил уже 15 процентов. Из-за пандемии и закрытия границ в прошлом году объём контрафакта снизился до семи процентов, но его снова может стать больше из-за увеличения с 1 января 2021 года акциза на табак на 20 процентов.
Для того чтобы этого не допустить, законопроектом предполагается сведения об объёме производства и оборота табака вносить в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта (ЕГАИС), которую создадут на базе аналогичной системы для учёта алкоголя. Оборудование для производства сигарет должно быть зарегистрировано, а если оно не используется, его следует законсервировать.
В законе пропишут запрет продавать табак и сигареты не в пачке, ограничат перемещение немаркированной табачной продукции, при обороте обязательным станет наличие сопроводительных документов. Все эти меры направлены на предотвращение незаконных производства и оборота табака.
«Нелегальный оборот табака влечёт не только экономические, но в дальнейшем и социальные последствия, — считает Сергей Рябухин. — Акцизы, а, значит, и цены на сигареты растут, но они всё же значительно ниже, чем в Европе». Бесконечно повышать цену нельзя, уверен сенатор. Это может привести к тому, что люди начнут выращивать табак у себя на даче.
Акцизы — на ЗОЖ
Производство, хранение и поставки, оптовая торговля табачными изделиями и сырьём будут лицензироваться. Отмечается, что госпошлина не станет обременительной для компаний, которые ведут легальную деятельность. А за нарушения на табачном рынке установят административную и уголовную ответственность.
По мнению зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николая Говорина, имеющихся и предложенных мер по контролю за контрафактом достаточно, но нужно эффективно их исполнять. Ответственность за нарушения закона в этой сфере должна быть строгой.
«А что касается поступающих акцизных доходов, то их следует целевым образом направлять на развитие наркологической помощи и пропаганду ЗОЖ», — сказал «Парламентской газете» депутат.
Читайте также:
• Курилки могут вернуться в аэропорты с 1 сентября • Что нужно знать о запрете открытого огня на балконе
Напомним, с 1 апреля изменился механизм образования единой минимальной цены на табачную продукцию. Ранее она составляла 75 процентов от максимальной розничной цены и для каждой марки сигарет рассчитывалась отдельно. При этом стоимость утверждали сами производители с учётом акциза, который выплачивается в бюджет. В соответствии с новой системой единую минимальную цену по специальной формуле определяет Минсельхоз, исходя из минимальной ставки акциза на единицу потребительской упаковки, налога на добавленную стоимость и повышающего коэффициента. В 2021 году она установлена на уровне 108 рублей.
Если ранее пачка сигарет в среднем стоила 120 рублей, то с 1 июля цена вырастет до 140 рублей. Индексировать минимальную цену будут ежегодно на основе рыночных механизмов, которые учитывают факторы ценообразования и изменение ставок акцизов.
Член думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Алексей Веллер отметил, что предложенные меры позволят резко снизить объёмы дешёвой контрафактной продукции на российском рынке.