Судья — главный правозащитник
В этом убежден Николай Тимошин, председатель Высшей квалификационной коллегии судей РФ
Существует закономерность: как только в судебной системе назревают изменения, сразу же активизируются разговоры о язвах и пороках в устройстве и деятельности органов судейского сообщества, причем, как правило, именно квалификационных коллегий судей. Упреки привычно стандартны: закрытость, бесконтрольность, корпоративность, чрезмерность полномочий и т.д., и т.п. Требования тоже не блещут новизной: судей в ККС заменить общественниками, поставить ККС под контроль общественности, распределить полномочия по другим органам и т.д., и т.п.
Может, не стоило бы и обращать на это внимания, но авторы броских заявлений порой объявляют себя представителями массовых общественных организаций (читай: глашатаями народной воли).
Общественность уважаю. Больше того, и сам общественник, поскольку исполнение полномочий члена ККС — чисто общественная нагрузка. Да и опыт общественной работы в органах судейского сообщества не мал. Как никак больше десяти лет был председателем квалификационной коллегии судей одной из областей России, а с декабря 2012 года — Председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Поэтому надо объясниться, причем уважая мнения каждого. Выскажусь по действительно важным вопросам.
Критические уколы в отношении порядка вещей внутри страны часто сопровождаются ссылками на международные стандарты, нормы, правила, примеры. Сошлюсь на них и я. В международных правовых нормах отражена позитивная оценка корпоративности как таковой. Создание профессиональных корпораций рассматривается международным юридическим сообществом как одна из организационно-правовых гарантий существования независимого суда.
В Европейской хартии о статусе судей 1998 года указывается, что решение вопросов отбора, назначения, карьерного роста и прекращения полномочий судей целесообразно передать органу, подчеркиваю, как минимум, наполовину состоящему из судей и не зависимому от исполнительной и законодательной ветвей власти. Консультативный совет европейских судей в Заключении № 10 утверждает, что такой орган может либо состоять исключительно из судей, либо иметь смешанный состав. Комиссия Совета Европы за демократию через право (Венецианская комиссия), конкретизируя эту позицию, заявляет о том, что существенная часть или большинство членов таких органов должны избираться самим судейским корпусом, а для обеспечения демократической легитимности остальные члены должны избираться парламентом из числа лиц, имеющих необходимую юридическую квалификацию.
Квалификационные коллегии судей, действующие в России уже более 20 лет, до 2002 года состояли целиком из судей, избираемых на Всероссийском съезде судей и на конференциях судей в субъектах РФ. С 2002 года в соответствии с Федеральным законом об органах судейского сообщества в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представителей общественности на основе конкурса назначает Совет Федерации, а в квалификационные коллегии судей субъектов РФ — местные законодательные (представительные) органы государственной власти.
Назначение представителей общественности, например, в ВККС предваряет процедура отбора кандидатов Комитетом по правовым и судебным вопросам Совета Федерации. А уже на пленарном заседании Совета Федерации в результате тайного голосования назначаются лучшие. Такая система препятствует делегированию в ряды ВККС представителями общественности людей, не готовых участвовать в формировании судейского корпуса и решать другие вопросы, отнесенные к сфере полномочий коллегии. Аналогично обстоят дела и при назначении представителей общественности в ККС субъектов РФ.
Немаловажно и то, что представителями общественности в составе ВККС становятся авторитетные в юридической среде ученые-правоведы и организаторы юридического образования. Выбор в пользу юристов осознан и оправдан: именно они адекватно понимают основные задачи органов судейского сообщества.
Даем ли мы рекомендации на должность судьи или отказываем в этом, присваиваем ли судье более высокий квалификационный класс или оставляем в прежнем классе, налагаем ли дисциплинарное взыскание или отказываем в удовлетворении представления председателя суда или обращения совета судей, принимаем ли решение о представлении судьи к награждению государственными наградами или откладываем это решение — во всех этих случаях каждый член коллегии обязан иметь свою аргументированную правовую оценку человека и его деятельности.
При реализации любого из полномочий ККС члену коллегии нужны не просто желание в этом участвовать, стремление к справедливости, ответственность. Нужны специальные знания и серьезная юридическая практика, которые становятся фундаментом позиции, выверенной не чувствами и стремлениями, а положениями Закона.
Многие ли люди с улицы, как бы хороши они ни были в своем деле и азартны в критике судебной системы и судей, могут законно, обоснованно выносить точную правовую оценку не одному какому-то решению судьи, а всей его деятельности? Все-таки здесь нужны опытнейшие юристы.
Из 29 членов ВККС РФ судей только 18, представителей общественности 10 и есть представитель Президента России. Пропорция — каждый третий член коллегии должен быть представителем общественности — сохраняется и в ККС субъектов РФ. При этом новые члены коллегий приобретают равный юридический статус со своими коллегами из числа судей, несмотря на то, что не являются членами судейского сообщества.
Учитывается и такая рекомендация Венецианской комиссии, как наличие юридической квалификации у представителей общественности: в ВККС девять из десяти представителей общественности — доктора юридических наук, профессора, кандидат наук — один, самый молодой. Вывод очевиден: порядок формирования квалификационных коллегий судей у нас соответствует международным стандартам создания органов судейского сообщества.
За более чем 20 лет существования ККС мы не раз видели попытки смены приоритетов при формировании квалификационных коллегий судей. Ответ на них один: нельзя размывать судейскую часть ККС, ибо тогда будет размыта ее сущность. ККС не является общественной организацией, она — орган самоуправления судейского сообщества, чья деятельность структурирована и подчинена решению совершенно определенных задач.
И, кстати, те, кто с деятельностью ККС знаком только понаслышке, часто спрашивают: а для чего создавались ККС? Строго формальный ответ есть в Законе об органах судейского сообщества, который статьей 4 в качестве основных задач органов судейского сообщества определил содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защиту прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти; обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.
Эти задачи отвечают интересам всего российского общества, поскольку права и свободы человека и гражданина, как гласит статья 18 Конституции, «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием», которое в России осуществляется только судом (ст. 118 Конституции).
Следовательно, заложенные в основных задачах органов судейского сообщества интересы профессиональной корпорации судей являются по своему характеру и содержанию общественно значимыми. Каждый гражданин, как и общество в целом, будучи в сущности объектом правосудия, заинтересованы в беспристрастном, справедливом, независимом правосудии в не меньшей, а, может быть, в большей мере, чем сами судьи. Признавая социальное значение существования судейской корпорации и деятельности ее органов, с неизбежностью утверждаем, что участие представителей общественности — позитивный фактор успешного решения основных задач органов судейского сообщества.
Полагаю, внедрение представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей как раз и преследовало цель помогать органу судейского сообщества в решении его задач, имеющих немаловажное социальное значение. Задачи, бесспорно, обширные. Поэтому, чтобы создать саму возможность для их выполнения, законодатель наделил (статьи 17 и 19 Федерального закона об органах судейского сообщества) ККС не менее обширными полномочиями. Каждая функция ККС не самоценна, она важна как инструмент выполнения задач.
Находятся критики именно сосредоточения полномочий «в одних руках» ККС. Весь личный опыт просто диктует мне однозначную позицию: нельзя растаскивать функции ККС по отдельным новым структурам, ибо полноценность принятия решений достижима только при целостности анализа и самого механизма принятия решений.
К примеру, судья не может быть назначен без рекомендации ККС. Изучив данные претендента, его профессиональный и жизненный опыт, сочтя гражданина России достойным должности судьи, ККС дает ему рекомендацию. Вследствие этого и в дальнейшем ККС должна нести ответственность, пусть моральную, за этого кандидата, ставшего судьей. Следовательно, возникает взаимосвязанность, даже единство функций, целостность полномочий, что очень важно для работы именно органа самоуправления судейского сообщества, каким ККС и является по сути своей деятельности.
К тому же надо понимать, что орган судейского сообщества не может находиться над судебной системой. Решения ККС можно обжаловать в суде. Поэтому создание в новом Верховном Суде РФ Дисциплинарной коллегии должно успокоить тех критиков ККС, которых чрезвычайно волнует чрезмерный, якобы, объем ее полномочий. Ничего чрезмерного нет. Он таков, каким должен быть, чтобы ККС могла выполнять свои задачи.
Совершенно ясно, что любое и каждое решение ККС несет правовые последствия для судей, руководителей судов. Гораздо менее заметно, что решения ККС имеют значение и для граждан. Они могут расценить решение ККС как нарушающее их права и свободы либо как создающие препятствия для их осуществления. И в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» вправе обжаловать его в суд. И обжалуют. Например, отказ ККС дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи может служить для гражданина, считающего себя пострадавшим от действий этого судьи, основанием обжаловать решение ККС в суд. А правовой смысл этого действия заключается не только в защите прав гражданина, но и в придании, таким образом, локальным корпоративным актам ККС общественного значения.
Поскольку влияние таких решений выходит за рамки судейского сообщества и судебной системы, постольку ККС в итоге вписывается в систему публично-правовых отношений в обществе и государстве. Наиболее предметно открытость ККС обществу, его взаимодействие с обществом видны на фоне правовых основ и процедур рассмотрения обращений физических и юридических лиц.
Ежегодно ВККС получает порядка десяти тысяч жалоб. Свои порции жалоб получают и ККС субъектов Федерации. И ККС либо сама проверяет жалобу на действия судьи, либо направляет ее для проверки председателю соответствующего суда, Совету судей субъекта РФ, государственным органам в соответствии с их компетенцией. В случае подтверждения сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка, к примеру, тот же председатель суда вправе внести в ККС представление о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи. Если председатель суда считает, что основания для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности отсутствуют, он информирует ККС в письменной форме. Так же может поступить и Совет судей.
Но решение о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности может принять только сама ККС, но не председатель суда или Совет судей. Их письменные уведомления об отсутствии или наличии оснований для дисциплинарного производства имеют для квалификационных коллегий судей правовую силу мнения, но не решения. В тех случаях, когда ККС сама проводит проверку, она создает комиссию, в которую в обязательном порядке входит представитель общественности, не являющийся членом ККС, так сказать, человек со стороны. Комиссия докладывает результаты проверки на заседании ККС и делает главный вывод по данной жалобе: обосновано или нет дисциплинарное производство в отношении судьи.
Ни одна из жалоб не остается без внимания. А участие в проверках представителей общественности, никак не включенных в повседневную деятельность ККС, укрепляет связь органа самоуправления судейского сообщества с гражданским обществом. Но волнует все более явственная тенденция абстракционировать понятие «общественность», придать ему расплывчатость образа, нечеткость изображения. Какая общественность? Кто кого представляет? Кто чьи интересы защищает? Кто кого и на что уполномочивал?
Любые отношения, в том числе общественные, позитивны тогда, когда их участники имеют о себе ясные представления. Аморфность, внеструктурность участников таких отношений не могут быть основой развития, и тем более не могут быть средством отражения, проявления потребностей граждан и всего общества. Усиление фактора социализации в деятельности ККС видится одним из резервов развития ККС и выполнения ими своих задач. Но социализация выражается не в замене судей просто юристами или тем более не юристами, а в расширении возможностей самоуправления и вовлечении в работу ККС большего числа членов судейского сообщества и лучших специалистов в других областях человеческой деятельности. Иллюстрирую это на примере.
Даже последовательные сторонники отъема части функций у ККС не покушаются на полномочия отбора кандидатов на вакантные должности судей — самую трудоемкую и ответственную часть нашей работы. Мы считаем, что ее надо оптимизировать, но не в смысле упрощения, а наоборот — в смысле углубления, укрепления организационно-правовых возможностей коллегий.
Поскольку общество нуждается в высокопрофессиональных судьях, постольку и проверка претендентов в судьи должна осуществляться во всем диапазоне требований к этой должности, не ограничиваясь лишь формальными характеристиками. Анкетно-проверочный подход к оценке претендентов по-прежнему необходим, но уже недостаточен.
Важно оценить уровень юридического профессионализма, получить ясное представление о морально-этических, нравственных качествах, психофизиологических особенностях, к примеру, о стрессоустойчивости претендента, его чертах характера, наклонностях, стремлениях. То есть нам нужен не только узкоюридический, а человековедческий портрет. Еще сложнее задача сопоставлять все эти данные у нескольких претендентов и правильно определиться с выбором.
Очевидно, что для работы ККС на таком уровне потребуется существенно больше времени и усилий, чем сейчас, а кроме того — поддержка специалистов в области медицины, психологии и других. Содержание работы ККС и примыкающих к ним органов судейского сообщества, прежде всего экзаменационных комиссий судей, должно обогащаться аналитическими элементами, такими, как психодиагностические исследования претендентов. Сравнение претендентов и выбор между ними на самом заседании ККС должны стать завершающим этапом, итогом многоаспектного аналитического исследования претендентов. И, конечно же, базой для перехода деятельности квалификационных коллегий судей на новый уровень должен стать нормативный акт, наделяющий ККС новыми организационно-правовыми возможностями, создающий условия для привлечения необходимых ресурсов.
Каждый судья знает, что его решения могут вызвать — и вызывают! — недовольство кого-либо из участников рассмотрения дела. Но при этом он знает, что любым и каждым своим решением защищает права гражданина, юридического лица, государства, а то и всего общества. Деятельность судьи по самой своей сути повседневно правозащитна. И потому крайне нужна и важна гражданину, государству, обществу.
Квалификационная коллегия судей помогает обществу тем, что пополняет судейский корпус, мы надеемся, профессиональными и честными судьями и тем самым повышает гарантии граждан на эффективную судебную защиту. Она же и очищает судебную систему и судейское сообщество от судей, преступивших закон и профессиональные этические нормы. Квалификационная коллегия судей помогает судьям в их профессиональном становлении, выражает и защищает интересы носителей судебной власти, которые тесно переплетены с интересами каждого гражданина.
Видно ли это снаружи судебной системы и судейского сообщества? Изнутри — видно.