Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Стюардесс научат реанимировать пассажиров

Количество летальных случаев во время авиаперелётов можно снизить, считают законодатели

30.10.2017 00:00

Автор: Фидель Агумава

Стюардесс научат реанимировать пассажиров

Фото: РИА Новости/Сергей Пивоваров

Парламентарии предлагают поднять медицинскую подготовку авиаперсонала на качественно новый уровень и начать тщательнее информировать пассажиров о противопоказаниях к воздушным поездкам.

Смерть на лету

Во время рейса авиакомпании «Победа» из Красноярска в Новосибирск, который выполнялся 25 октября, на борту самолёта скончался пассажир. Возвращавшемуся домой мужчине 1953 года рождения стало плохо, едва самолёт начал движение. На борт вызвали бригаду медиков, но спасти новосибирца не удалось.

62% пассажиров, скончавшихся на борту самолёта, страдали сердечно-сосудистыми заболеваниями.

А днём ранее подобная трагедия едва не случилась на рейсе «Аэрофлота» Хабаровск — Москва. Пожилой пассажирке стало плохо во время перелёта, однако, на её счастье, тем же рейсом летела руководитель медицинского департамента футбольного клуба «СКА-Хабаровск» Александра Ильинская. Медик быстро диагностировала проблемы с сердцем у пассажирки и, как передают СМИ, оказала ей «медикаментозную и другого рода помощь всеми возможными средствами, которые были в самолёте». Лайнер совершил экстренную посадку в Нижневартовске, где пострадавшую передали местным врачам. Сотрудники скорой помощи признали, что вмешательство медика, случайно оказавшегося на борту, спасло женщине жизнь.

Алгоритм спасения

Все бортпроводники в ходе своей подготовки учатся оказывать первую медицинскую помощь. Поэтому технически они способны поддерживать человека с сердечным приступом до самого приземления, могут помочь пассажирам, получившим незначительные травмы (на случай вывихов и порезов в самолётах, как правило, есть шины, бинты и лёд), и даже в состоянии принять роды. Однако на деле обучение авиаперсонала оказанию медицинской помощи проводится достаточно поверхностно, поскольку для их профессии такие навыки вторичны.

«Бортпроводники — это не медицинские служащие, и они не могут оказывать помощь на профессиональном уровне. Но они вполне в состоянии оказать первичную базовую помощь», — разъяснил «Парламентской газете» советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.

У нас сегодня при каждом университете есть симуляторы, манекены для оказания первой помощи. Существует много специальных программ медподготовки. Просто нужно переводить обучение авиаперсонала на качественно иной уровень.

По его словам, в случае если пассажиру становится плохо, стюардессы первым делом выясняют по громкой связи, есть ли в салоне врач. Если медик отыщется, его приглашают помочь пострадавшему. В это время капитан воздушного судна передаёт информацию о происшествии диспетчерам ближайшего аэропорта.

«Если случай серьёзный и пассажиру требуется квалифицированная медпомощь, то практически всегда командир воздушного судна принимает единственное верное решение — осуществить вынужденную посадку на ближайшем аэродроме, заблаговременно предупредив службы аэродрома о том, что на земле понадобится присутствие медиков», — уточнил Извольский.

Жизненно необходимые навыки

«Я сам неоднократно подходил по объявлению пилота к пассажирам, которым становилось плохо. И видел своими глазами, что стюардессы абсолютно — я подчеркиваю, абсолютно — не могли оказать необходимую медицинскую помощь и даже боялись просто подойти к пациенту», — рассказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по социальной политике, профессиональный хирург Владимир Круглый.

По словам сенатора, держать на борту штатного медика нет необходимости — хотя бы потому, что в самолёте нет медицинского кабинета со специальным оборудованием и необходимым набором медикаментов. Однако обучать стюардесс оказанию медпомощи не формально, а более углублённо — с тренировками, в том числе с применением дефибрилляторов и тому подобного спецоборудования — жизненно необходимо.

Как правило, люди знают о своих патологиях. Значит, гораздо важнее давать им информацию о том, когда они могут летать и когда не могут.

«У нас сегодня при каждом университете есть симуляторы, манекены для оказания первой помощи. Существует много специальных программ медподготовки. Просто нужно переводить обучение авиаперсонала на качественно иной уровень», — считает законодатель.

В числе предложений по улучшению качества подготовки бортпроводников он указал на необходимость присоединиться к международной программе ATLS (обучающие тренировочные курсы для специалистов в оказании помощи пострадавшим при травме), а также разработать нормативы, которые обяжут авиакомпании уделять больше внимания медицинскому обучению своих сотрудников. Владимир Круглый не исключил, что он с коллегами обратится с парламентским запросом к Правительству с просьбой подготовить соответствующее решение на уровне Минздрава.

Помоги себе сам

По данным Международной организации гражданской авиации, смертность пассажиров на борту самолётов составляет около 25 инцидентов на один миллион рейсов. Из них более половины случаев связаны с болезнями сердца. По мнению первого зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадия Онищенко, такая статистика исключает целесообразность введения штатной единицы врача на каждом авиарейсе.

За оказанные медицинские услуги авиакомпании нередко дарят врачам бесплатные билеты или скидки. Например, у немецкой авиакомпании Lufthansa есть специальная поощрительная программа: врачам при регистрации на рейс дарится бонусная карта, на которую начисляются дополнительные призовые мили.

«Идёт человек по улице, падает и умирает. Так что же теперь — к каждому пешеходу приставлять персонального врача? Как правило, смерть в самолёте — это достаточно редкое явление. Поэтому в каждый самолёт врача не посадишь — такой необходимости нет», — убеждён бывший главный санитарный врач РФ. В то же время Онищенко отмечает важность информирования самих пациентов о том, насколько опасно совершать перелёты при хронических заболеваниях.

«Как правило, люди знают о своих патологиях. Значит, гораздо важнее давать им информацию о том, когда они могут летать и когда не могут. А то иногда улетают на Мальдивы или в Доминикану люди, которым даже климатическую зону менять нельзя. И потом, естественно, у них возникают проблемы со здоровьем», — рассказал «Парламентской газете» депутат.

Что касается медицинской подготовки авиационного персонала, то Онищенко считает её вполне достаточной. По крайней мере, такой подготовки хватает для того, чтобы измерить давление, дать лекарство от высокой температуры либо попытаться восстановить пациенту дыхание. Для более сложных случаев, полагает законодатель, предусмотрена возможность экстренной посадки на землю, где пострадавшему могут оказать необходимую квалифицированную помощь. К тому же, отметил парламентарий, люди с медицинским образованием, способные оценить риски и повлиять на принятие решения об экстренной посадке, среди пассажиров авиалайнера попадаются достаточно часто.


Справка

На международных рейсах, а также на рейсах по Европе и США стюардессы обеспечены обезболивающими препаратами. В то же время на борту нет снотворных, успокоительных, противоаллергенных и других специфических средств, поскольку в США и в большинстве европейских стран такие лекарства можно приобрести исключительно по рецепту врача. В России на внутренних рейсах вопрос наполнения штатной аптечки находится на усмотрении авиакомпаний.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 4689